Найти тему
1160 подписчиков

В гос думу внесены поправки в тот самый 115-ФЗ в целях сокращения нелегального оборота драгоценных металлов и драгоценных камней.

Или все новое – это хорошо забытое старое.

В 2020 году банки освободили от обязательного контроля за сделками клиентов с драгоценными металлами и камнями и передали эту обязанность ювелирам, как профильным организациям.

Сейчас, по данным правоохранительных органов, объем нелегально ввезенных в РФ драгоценных камней превышает в 82 раза объем драгоценных камней, правомерно используемых в качестве вставок в ювелирных изделиях; объем нелегального оборота ювелирных изделий составляет около 50%, драгоценных металлов около 20%.

Всему виной фирмы-однодневки, которые не встают на специальный учет в пробирной палате, но осуществляют сделки с драгоценными металлами и камнями. Именно они и создают этот процент нелегального оборота. Поэтому законодатели решили вспомнить старое и вернуть контроль банкам с удвоенной силой.

Что предлагает законопроект № 658358-8:

1️⃣ Будет некий перечень юр лиц и ИП, нарушающих законодательство в сфере оборота драгоценных металлов и драгоценных камней. Таким лицам банки не будут проводить расходные операции до тех пор, пока они не покинут этот черный список.

2️⃣ Банки будут сообщать в Росфинмониторинг сведения об операциях юр лиц или ИП на сумму свыше 1 млн рублей, если она связана с куплей-продажи изделий из драгоценных металлов и камней, в том числе лома таких изделий.

3️⃣ Банки будут сообщать в Росфинмониторинг сведения об операциях граждан на сумму свыше 1 млн рублей, если она связана с покупкой или продажей банку инвестиционных драгоценных металлов (в том числе монет) и обработанных природных алмазов.

4️⃣Банки будут сообщать в Росфинмониторинг сведения об операциях юр лиц и ИП на сумму свыше 1 млн рублей, если она связана с покупкой или продажей банку монет из драгоценных металлов и обработанных природных алмазов.

5️⃣ Также законопроект освобождает банки от следующих операций обязательного контроля:
➖получение физическим лицом денежных средств по чеку на предъявителя, выданному нерезидентом
➖внесение физическим лицом в уставный (складочный) капитал организации денежных средств в наличной форме.

📌Таким образом, банки будут ловить платежи, связанные с куплей-продажи драгоценных металлов и камней, и сообщать о них в фин разведку. Там ребята будут сверять, стоит ли на учете компания или ИП, легально ли они работают. Если нет, то сведения о таком лице будет включаться в специальный черный список, а саму компанию или ИП ждет проверка.
Так законодатели хотят ловить нелегальных игроков рынка, опираясь на их расчеты через банковские счета.

Законопроектом предусматривается отложенный срок его вступления в силу - по истечении 120 дней со дня официального опубликования федерального закона.

👤А что банки? Банки, естественно, не в восторге от такой инициативы. Ведь это колоссальная нагрузка. Если про запрет проводить расходные операции клиентам из черного списка все понятно, то как находить платежи, связанные с куплей-продажи драгоценных металлов и камней – не очень понятно. Придется придумывать ключевые слова и ловить их в назначениях платежа, чтобы выявить подконтрольную операцию.

Однако, такой подход таит в себе множество подводных камней и отнюдь не драгоценных. А что, если клиент в основании операции сделает умышленно ошибку, написав не «золотая цепочка», а «златая цепочка»? Поймает ли банковский фильтр такой платеж?

А вариантов написания и ошибок тысячи, как это все банкирам предусмотреть? Причем каждый банк сам за себя, какие ключевые слова пропишет, так и будет работать.

А дальше веселее. Все, что фильтр отобрал, банкирам придется глазами просматривать, чтобы исключить мусор.
Банкам будет ой как не сладко все эти законодательные новеллы переварить и внедрить в работу.

3 минуты