Найти тему
488 подписчиков

«НАПИСАН ОБРАЗ... БЕЖЕЦКИМ МЕЩАНИНОМ ФЕДОРОМ НЕОФИТОВЫМ ЩЕРБАКОВЫМ»: В ПОДМОСКОВНОМ ХРАМЕ НАЙДЕНА ИКОНА РАБОТЫ НЕКОГДА ИЗВЕСТНОГО БЕЖЕЦКОГО МАСТЕРА


В начале текущего месяца в Введенском храме села Спирово Волоколамского района Московской области проводились работы по подготовке к ежегодному приходскому празднику. На средства благотворителей были приобретены два новых дубовых киота для старинных икон Святой Троицы и святителя Николая Чудотворца. Когда иконы были сняты со старых мест, на обороте одной из них открылась надпись такого содержания: «Написан образ усердием деревни Тимонина крест. Степаном Никифоровым Грязновым; со всем и с киотой в 1869 году; мастер, бежецкий мещанином Федором Неофитовым Щербаковым».

Подобные надписи делали на образах с целью сохранить добрую память о жертвователях. Очевидно, что крестьянин Степан Никифорович Грязнов почитал святителя Николая и специально заказал написать образ святого. Интересно, что икону Грязнов заказал не в Москве, где, конечно, не было недостатка в мастерах-иконописцах, а в Бежецке, отстоящем от Волоколамска на 250 км. Это еще раз подтверждает, что в XIX в. Бежецк играл роль важного художественного центра, причем не только в рамках Тверской губернии.

Кем же был бежецкий мастер, к которому готовы были ехать заказчики издалека? В специальной литературе имя этого иконописца упоминается лишь однажды: в монографии «Церковная стенопись северо-востока Тверского края в XIX веке» Анна Леонидовна Павлова приводит документ, датируемый 1861 г., в котором Федор Неофитович Щербаков – мастер бежецкого живописного цеха – вместе с Михаилом Андреевичем Кудрявцевым, другим мастером, проводили экспертизу икон. Это все, что было известно об иконописце Ф.Н. Щербакове до настоящего времени.

Мне удалось выяснить некоторые подробности биографии ныне забытого мастера. Федор Неофитович Щербаков происходил из дворовых людей помещика Николая Васильевича Сербенина. Усадьба Сербениных располагалась в сельце Горицы Кашинского уезда, на пограничье с Бежецким уездом. В XX в. эти земли вошли в состав Сонковского района. Сельцо превратилось в деревню, в названии которой – Сербины-Горицы – сохранилось память о бывших владельцах.

Помещики нередко отдавали своих крепостных в обучение различным ремеслам и искусствам. Вероятно, так произошло и с Федором Щербаковым. Судя по документам, он играл в имении Сербениных не последнюю роль: был доверенным своего помещика, подавал от его имени документы, и даже пригласил детей барина в восприемники при крещении своей дочери. Получив от своего господина вольную, в 1857 г. Щербаков записался в мещане города Бежецка. К этому времени это был уже немолодой человек – 46 лет. Бывший крепостной мастер открыл в городе собственную «живописую и позолотную мастерскую», которая вскоре стала крупнейшей в Бежецке. По данным 1870 г., мастерская Щербакова располагалась на Кашинской улице, в ней трудились 7 человек.

Однако в этой истории остается еще одна загадка. Деревня Тимонино находилась от села Спирово довольно далеко – на расстоянии почти 40 км – и относилась к другому приходу – церкви Рождества Богородицы села Тимошево. Как же икона оказалась в Спировском храме? Введенский храм с. Спирово уникален тем, что не закрывался в советские годы, поэтому стал своего рода хранилищем святынь из разоренных храмов Волоколамской земли. Церковь в Тимошево закрыли и разрушили в конце 1930-х гг. Возможно, кто-то решил сохранить икону св. Николая и передал ее в действующий храм.

Неожиданная находка в Введенском храме с. Спирово – одна из тех деталей, которые, как фрагменты мозаики, составляют картину развития церковного искусства северо-востока Тверского края. До настоящего момента специалистам не было достоверно известно ни одной иконы работы мастерской Ф.Н. Щербакова. Остается надеяться, что со временем удастся обнаружить другие, ранее неизвестные, работы бежецких мастеров.

Иллюстрации:
1. Икона св. Николая в новом киоте. Фото с сайта Введенского храма с. Спирово.
2. Надпись на обороте иконы. Фото с сайта Введенского храма с. Спирово.
3. Храм в с. Спирово. Фото автора.
3 минуты