Найти в Дзене

А вот это уже впечатляет. Нейросеть Anthropic. Попросил объяснить фразу из ПХГ. Жирным шрифтом мои вопросы и уточнение. Весь текст после цитаты - нейросеть.


И тут возникает много сложных вопросов - например такой: когда нейросетка выдает на подобные вопросы явно наукообразную чушь и детский лепет это умиляет и прикалывает.

А вот когда она делает это так как здесь то становится очень интересно - что если она будет ошибаться (а она очевидно будет)?

Но ошибаться не явно, не в духе детских «размышлизмов», а в том то и дело, что это будут ошибки по сути, по существу, по смыслу, но это будет происходить в тонких нюансах.

Ведь понятное дело что никто не станет это проверять и контролировать. Люди будут пользоваться и пользоваться активно.

А вот и сам пример, который меня впечатлил.

Обьясни мне -
Целостности опыта не включают всё, но они являются определенными едиными структурами; и психологически всё остальное, включая сами понятия организма или окружения, является абстракцией, возможной конструкцией или потенциальностью, возникающей в этом опыте как намек на какой-то другой опыт».

Конечно, я объясню эту фразу. Она довольно сложная, поэтому давайте разберем ее по частям:

1. "Целостности опыта не включают всё" - это означает, что наш опыт в каждый момент времени не охватывает абсолютно всё, что существует или происходит вокруг нас.

2. "Но они являются определенными едиными структурами" - несмотря на то, что наш опыт не всеобъемлющ, он организован в четкие, целостные паттерны или "гештальты".

3. "Психологически всё остальное... является абстракцией, возможной конструкцией или потенциальностью" - это значит, что всё, что не входит в наш непосредственный опыт, существует для нас только как идея, концепция или возможность.

4. "Включая сами понятия организма или окружения" - даже такие базовые концепции как "я" (организм) и "мир вокруг меня" (окружение) являются абстракциями, а не непосредственным опытом.

5. "Возникающей в этом опыте как намек на какой-то другой опыт" - эти абстракции и потенциальные конструкции появляются в нашем текущем опыте как своего рода указатели на другие возможные опыты.

Основная идея здесь заключается в том, что наш непосредственный опыт является первичной реальностью, а всё остальное - включая наши представления о себе и мире - это вторичные конструкции, возникающие на основе этого опыта.

Это отражает философию гештальт-подхода, который фокусируется на непосредственном, "здесь и сейчас" опыте как основе психологической реальности.

Обьясни подробнее пятый пункт

Конечно, давайте подробнее рассмотрим пятый пункт:

"Возникающей в этом опыте как намек на какой-то другой опыт".

Этот аспект фразы указывает на то, что наш текущий опыт не только содержит то, что мы непосредственно воспринимаем, но также включает в себя "намеки" или "указатели" на другие возможные опыты. Вот несколько способов понять это:

1. Ассоциации: Текущий опыт может вызывать воспоминания или ассоциации с прошлыми опытами или представления о будущих.

2. Потенциал: В нашем текущем опыте могут содержаться элементы, указывающие на потенциальные будущие опыты или возможности.

3. Неполнота: Наш опыт часто содержит "пробелы" или неясности, которые намекают на возможность более полного или ясного опыта в будущем.

4. Контекст: Текущий опыт может намекать на более широкий контекст или связанные опыты, которые не присутствуют непосредственно.

5. Интуиция: Иногда в нашем опыте есть интуитивное ощущение чего-то большего или иного, что мы не можем полностью осознать или артикулировать в данный момент.

Например, когда вы видите часть объекта, ваш опыт может содержать "намек" на целый объект, даже если вы его полностью не видите. Или когда вы слышите начало знакомой мелодии, ваш опыт может включать "намек" на её продолжение.

Эта идея подчеркивает динамическую природу нашего опыта и его связь с более широким контекстом нашей жизни и мира вокруг нас.

Она также отражает гештальт-принцип, согласно которому наше восприятие и опыт всегда стремятся к завершенности и осмысленности, даже когда информация неполна.
3 минуты