Найти в Дзене

Ровно 63 года назад, 9 июля 1961 года, на авиационном параде в Тушино был в первый и последний раз продемонстрирован широкой публике опытный экземпляр стратегического бомбардировщика М-50.


Огромная махина с треугольным крылом и четырьмя реактивными двигателями произвела неизгладимое впечатление на зрителей, среди которых были и иностранные военные атташе.

Однако мало кто знал, что будущего у самолета нет: на тот момент программа его создания уже была закрыта. Не раз встречал утверждения о том, что уникальную машину загубили почем зря, однако, если смотреть на вещи объективно, с этим трудно согласиться: программа создания М-50 постоянно выбивалась из сроков, самолет получался тяжелее, чем планировалось, но главная проблема заключалась в двигателях. Моторы М16-17 конструкции Зубца с огромной тягой в 18 500 (в других источниках 20 000) кгс на момент постройки прототипа не были готовы и опытный самолет получил имевшиеся в наличии двигатели ВД-7, чья тяга была недостаточной.

В результате опытный М-50А смог на испытаниях только подобраться к звуковому барьеру, разогнавшись примерно до 1090 км/ч. Споры о том, удалось ли преодолеть его, не утихают до сих пор. Тем не менее, верить в достижение заложенной в проект максимальной скорости в 2 000 км/ч в таких условиях, конечно, не приходилось. Вдобавок ко всему, на вооружение были приняты межконтинентальные баллистические ракеты, которые были куда более надежным средством доставки ядерного оружия.

Что-то я увлекся. Если тема заинтересовала, почитайте большую статью об М-50 на моем канале.

Кстати, обратите внимание на разные бортовые номера на фотографиях. Это результат ретуши фото. Возможно, что публикацией снимков с разными номерами пытались запутать иностранные спецслужбы.
1 минута
226 читали