5925 подписчиков
Петр и Феврония. Испытания на прочность.
От княжеского дворца Петра и Февронии не осталось и следа. Но, по преданиям, муромский Воскресенский монастырь в свое время был построен на месте их загородной резиденции. Здесь, в княжеских палатах, и началось испытание этой семьи на прочность. И первым было испытание бытом, которое проходят все молодожены. Муромцы невзлюбили простолюдинку. Они замечали в ее поведении даже мелкие жесты, неподобающие княгине. К примеру, злословили о том, что она, как нищенка, после обеда собирает крошки со стола. Когда Пётр это тоже увидел и попросил ее разжать ладонь, вместо хлебных крошек у Февронии в руке оказался ладан.
Максим Калинин, филолог:Она в этом смысле продолжает вести себя как представитель простого народа. Она по-прежнему помнит о том, какова цена хлеба, который крестьяне добывают своим потом. И она не хочет смахивать крошки. Она по-прежнему не отказывается от этого обычая. И Бог показывает её правоту.
Это еще один поучительный момент повести - напоминание о том, что супруги не должны пытаться исправить друг друга. Ведь такие попытки - всегда повод для конфликта. Нужно сохранять мир и принимать человека таким, какой он есть, в том числе с простецкими привычками и незнанием правил этикета.
Следующим испытанием Петра и Февронии стала интрига недоброжелателей – муромских бояр. Их жены не хотели подчиняться простолюдинке, «деревенщине». Однажды бояре подняли бунт – пришли к князю Петру и заявили, что они не хотят, чтобы Феврония царствовала и управляла ими, элитой княжества. Но вместе с Февронией город покинул и сам Петр, замечая, что кто оставляет свою жену, совершает страшный грех.
Только одну ночь пришлось Петру и Февронии провести в изгнании, в походном шатре на берегу реки Оки. Не успели они зайти на корабль, чтобы отправиться дальше, как из Мурома прискакали гонцы с известием: в городе начался стихийный передел власти, многие бояре убиты. А оставшиеся в живых умоляют князя Петра, - разумеется, с супругой, - вернуться обратно, на княжеский престол. Посланцы говорят о том, что готовы загладить свою вину и даже называют себя их рабами, - все ради того, чтобы в городе был восстановлен мир. Так в Повести о Петре и Февронии вновь звучит тема единства и любви – но на этот раз не только в семье, но и в обществе.
Максим Калинин, филолог:
Они жили в самой гуще мирских событий, они были правителями, князем и княгиней, но это не мешало им совершать непрестанную молитву. Об этом упоминает автор жития. Говорится, что они ко всем имели равную любовь. И в этом плане были идеальными правителями: не взирали на лица, ко всем относились, как с своим детям, и любили их одинаково.
Продолжение следует.
Из книги "День Ангела. Рассказы о святых":
подписывайтесь на мой телеграм-канал: t.me/...lii
2 минуты
9 июля 2024