13 подписчиков
Продуктовый ритейл - итоги 2023 и перспективы 2024 года.- Группе Х5 лучше всего удается адаптировать стратегию под запросы потребителей.- Группа Лента меняется и показывает предпосылки роста.- Группу Магнит пока спасает масштаб и экспансия.Группа О’КЕЙ трансформируется слабо и теряет позиции.В прошедший год крупнейшие игроки рынка продуктового ритейла продолжили модернизировать свои бизнес-стратегии и адаптировать их под изменение моделей потребления. Для потребителей все более важное значение приобретает возможность пользоваться удобными сервисами доставки в случае более крупных и чаще всего запланированных покупок (и экспресс-доставки – в случае спонтанных) и фактор территориальной близости магазинов – для более мелких и ситуативных покупок. Растет также спрос на готовую еду в магазинах.Усиление инфляционного давления провоцирует смещение части спроса от более дорогих и выскомаржинальных товаров к более дешевым, особую роль начинают играть магазины формата дискаунтеров. На фоне этих тенденций ключевым фактором становится рациональное использование торговых площадей и покрытие ими большей территории.<strong>1. Соответствие бизнес-моделей основным тенденциям потребления</strong><strong>Количество магазинов на конец 2023 г. и темпы прироста г/г</strong><a href="https://cdn.finam.ru/images/publications/1683322/05_37de90d54c.jpg">Media</a>Источник: отчетность компаний, ПСБ АналитикаВсе торговые сети, кроме О’КЕЙ, наращивают количество магазинов формата «у дома», которые являются ключевым звеном в текущей модели потребления. Х5 и Магнит - лидеры по числу таких магазинов (по 21 тыс. у каждого игрока), Лента, купив «Монетку», отстает от конкурентов на порядок.Почти все торговые сети уходят от гипермаркетов и супермаркетов – формат замещается доставкой, исключение составляет О’КЕЙ, сделавший ставку на развитие супермаркетов-даскаунтеров. Лидером по количеству крупноформатных магазинов в 2023 году стала группа Х5 (972 супермаркета), отказавшаяся от формата гипермаркетов еще в 2022 году, далее следует Лента (507) и Магнит (489), а затем О’КЕЙ (297).Все торговые сети получили двузначные темпы роста онлайн-выручки, формат все более востребован. Х5 активнее всего (+76% г/г, 4,3% выручки) развивает онлайн-продажи благодаря хорошей маркетинговой стратегии и расширению сети дарксторов, также позитивной динамике способствует внедрение формата «темных кухонь» и, соответственно, доставки готовой еды. Самая высокая доля онлайн-выручки в общей у Ленты – 8,3%, вследствие первоочередного перехода к онлайн-заказам посетителей гипермаркетов и супермаркетов, более высокого среднего чека, а также эффективной системы логистики. Низкая доля онлайн-продаж Магнита (1,8%) связана преимущественно с более слабой маркетинговой стратегией и, вероятно, пока менее эффективной логистикой.Все торговые сети развивают формат дискаунтеров, популярность которых растет с усилением инфляции: Х5 обладает более 1,5 тыс. магазинов «Чижик», рост х3 за год, Лента – более 2,3 тыс. магазинов «Монетка», купленных в 2023 году, Магнит – 1,2 тыс. мягких дискаунтеров «Моя цена», +62% за год, О’КЕЙ – 220 супермаркетов-дискаунтеров «Да!», +13% за год.<strong>Онлайн-выручка за 2023 г.</strong><a href="https://cdn.finam.ru/images/publications/1683322/04_28d40bf760.jpg">Media</a>Источник: отчетность компаний, ПСБ Аналитика<strong>2. Операционные показатели по сопоставимым магазинам (LFL)</strong><strong>Основные операционные показатели в 2023 г</strong><a href="https://cdn.finam.ru/images/publications/1683322/03_a6b92b9c38.jpg">Media</a>Источник: отчетность компаний, ПСБ АналитикаВ 2023 году заметно нарастить и средний чек, и трафик удалось лишь Х5 (4,8% и 4,6% соответственно), что подтверждает эффективность выбранной стратегии развития, ориентированной на небольшие магазины с фокусом на новые форматы потребления. Лента, подключив формат «у дома» в конце года, также показала неплохие операционные результаты. Трафик Магнита почти не растет, вероятнее всего, из-за неудачных локаций и слабого маркетинга, а также меньшей диверсификации…
3 минуты
24 июня 2024