39 подписчиков
Право на удовольствие - атмосфера, поддерживающая обучение
(из книги Рути Алон "Возвращение к естественному движению")
Обучению с безусильностью - это подход, который нелегко принять людям, воспитанным в духе конфликтов, усилий и жертв. Идти лёгким путем - самая сложная для восприятия часть метода. Людям трудно отказаться от менталитета использования максимальной силы при столкновении с трудностями. Они убеждены, что чем больше усилий и стараний они приложат, тем успешнее выполнят свою задачу; их моральные устои базируются на стремлении действовать в полную силу.
Важно отметить, что сказанное здесь относится к избеганию фрустрации от бесплодных и ненужных усилий в контексте приобретения мастерства. Здесь не говорится о том, что усилия не нужны в жизни вообще, или что человеческая активность не должна включать фазы усилий, или что Метод Фельденкрайза против усилий. Здесь говорится, что для повышения эффективности обучения лучше уменьшить фрустрацию от неуместных усилий и увеличить ценность чувствительности и грации.
Есть люди, которые настолько далеки от того, чтобы дать себе разрешение быть грациозными, что испытывают лишь горькое разочарование, слыша рекомендации двигаться медленно и осторожно в процессе занятий осознаванием через движение. Есть люди, для которых мягкость в движении выглядит, как самопотакание, что не подходит зрелым людям, которые обязаны добиваться своего в суровом мире реальности.
Один ученик как-то сказал мне после урока: "Это большее баловство, чем я позволял себе за целый год".
Мы думаем, что жаждем благополучия и удовольствий, но действительно ли мы готовы их принять? Похоже, что многие нуждаются в терпеливом перевоспитании, в первую очередь в искусстве давать себе разрешение почувствовать такую непривычную лёгкость.
В группе, которую я вела для преподавателей Тель-Авивского университета, был один профессор, который исправно приходил летом и зимой, в дождь и ветер, на занятия, которые проходили без четверти семь утра, как и подобает таким занятым людям. На одном из уроков было предложено лечь на спину с согнутыми в коленях ногами, упереться ступнями в пол и в таком положении наклонять колени из стороны в сторону. Профессор делал это так интенсивно, что его движения напоминали удары в гневе. Каждый раз, когда он резко разводил колени в стороны, это было шоком для всего его тела, которое становилось более напряжённым и жёстким. Я видела, что в его собственных глазах он выполняет свою обязанность - выложиться на полную любой ценой. Если бы я указала ему на то, что он должен наклонять колени из стороны в сторону более мягко, с большей добротой к своему телу, он, возможно, воспринял бы это как смущающую и разочаровывающую критику.
И в самом деле, каким образом можно предложить человеку изменить что-то в стиле выполнения им движений, не смущая его при этом?
Прежде всего, подпитывая ум реальными задачами, которые ему по силам. Я попросила всю группу отвести колени в одну сторону и обратить внимание на расстояние до пола. Я предложила им зафиксировать нижнее колено в его положении в пространстве, а верхнее колено свести к середине, несколько раз туда и обратно.
2 минуты
21 июня 2024