Найти тему

Если после созвучия из двух кварт (допустим, сиb-миb-ляb) последует созвучие терцовой структуры (например, ляb перейдёт в соль), то это будет восприниматься как задержание к третьей ступени. Квартовое созвучие будет образовано неаккордовым звуком; в функциональной гармонии оно трактуется как нечто несамостоятельное, требующее перехода в созвучие терцовой структуры. В этом случае гармония имеет ясную иерархию, созвучия делятся на неустойчивые и устойчивые, а слух ожидает устойчивости.

Если после созвучия из двух кварт следует, например, ещё одно подобное, то это будут параллельные квартовые созвучия в системе, где тяготения неактуальны. Диссонирующие созвучия и аккорды нетерцовой структуры здесь воспринимаются как полноправные и самодостаточные ("эмансипипрованные").
Причём необязательно музыка при этом будет "дисгармоничной" - так, подобные последовательности квартовых комплексов встречаются у Дебюсси и звучат обычно приятно для среднестатистического слуха. Но ожидание разрешений у Дебюсси отходит на второй план или вовсе пропадает (даже в малых мажорных септаккордах), а аккорды становятся красочными звуковыми пятнами - такая трактовка аккорда будет развита в музыке XX века.
Около минуты