Найти тему

Смотрите, какой потрясающий читательский отзыв о моем новом хтоническом рассказе «Сани». Благодарю Валерию за такой глубокий художественный разбор.


«В теории литературы рассказ относится к малому эпическому жанру. И этим объясняется, по моему мнению, и выбранный автором необычный слог: поэтичный и кажущийся странным, неповторимый и наполненный незнакомыми гортанными, рассыпающимися как камушки звуками.

Звуки являются действующим лицом в этом необыкновенном рассказе. Автор использует в произведении все возможности лексико-семантических вариантов слов. И поэтому иногда сложно однозначно воспринимать те или иные использованные слова...

Звуки, слова напоминают то звон топора по обледенелым бревнам, то гулкий вой обозленного ветра, остервенело бьющий в грудь старику, несущемуся с горы в страшном и горьком своем одиночестве в только ему одному принадлежащую ледяную бездну. То вдруг послышится в необычном и обрывистом разговоре сына со старым отцом или женой такая острая тоска по той другой, недоступной и сытой жизни в далеких и теплых краях, что взял бы и грудь свою разорвал, чтобы ушла, утекла тоска вместе с темной дурной кровью на мерзлую землю...

То вдруг натужно заскрипят, заскользят в людском разговоре все быстрей и быстрей катящиеся по снегу полозья тяжелых саней, везущих беспомощного старика на смерть. И от звука полозьев содрогнется спящий зимний лес, очнется он от вечного и дремотного сна. И тогда встрепенется и позовет сына погребенная под снегом древняя мудрая ворона. И пронзительно отзовется он ей навстречу и прилетит из далекого незнакомого края.

Присядет ворон на сосновую ветку неподалеку от занесенной снегом голодной избы, чтобы поглядеть на беснованье запертых в ледяном плену у своих страхов и безумия людей. И тогда послышится и отзовется в повествовании уже задумчивый и тихий шелест падающего в лесу снега, напоминающий невинный лепет двух малых и дорогих сердцу умирающего старика детей, вечного продолжения его жизни. И попросит он в отчаянии у ледяной окружающей его бездны помощи. И услышит она...

Становится ясно, почему звуки и слова, предложения и фразы, абзацы автор выстраивает в таком звуковом сочетании и порядке. Делает он это мастерски для того, чтобы читатель сам смог пробиться сквозь страшное нагромождение ледяных глыб под обрывом, не поранив при этом своей души и сердца.

Разговор героев кажется мудреным. Но автор умело вплетает в нить повествования загадочные и таинственные звуки-узоры, былинные смыслы героев, которые поэтичны, и в которых намешаны фольклорные мотивы и собственные авторские метафоричные находки.

Нет имен у взрослых героев, лишь дети названы поименно Гаря и Милка. Да и нужны ли темному страшному прошлому и ускользающему в нем теням имена? Жизнь ведь идет вперед, с трудом и скрипом, но вперед. И выбрался из обледенелой ямы старик, и принес от чистого сердца в осиротевшую из-за жадности и жестокости родного отца семью припасы еды, чтобы не померли те с голода. Простил старик невестке предательство, счистил топором с брошенной хозяином избы и очерствевшей души злую плесень беспамятства. Спас от голодной смерти внуков.

В последнем абзаце произведения автор как будто вновь устремляет своих читателей под гору-горочку, да под обрыв... Но старик «зовет Гарю на помощь». И закольцовывает вечностью начало и конец произведения, соединяя мудрость старика и силу жизни маленького ребенка...»

Читайте рассказ «Сани» в Литературной газете.

────────
Погрузиться в мир русского хтонического рассказа книги «Черный хлеб доро́г» можно по ссылке.
Смотрите, какой потрясающий читательский отзыв о моем новом хтоническом рассказе «Сани». Благодарю Валерию за такой глубокий художественный разбор.
2 минуты