11 подписчиков
О Критериях самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков.
Они используются налоговыми органами при отборе объектов для проведения выездных налоговых проверок.
(Приказ Федеральной налоговой службы от 30 мая 2007 года (N ММ-3-06/333@).
На сегодняшний день налоговые органы в России активно используют инструменты (мероприятия) контроля такие как:
- опрос (допрос) налогоплательщика в связи с выявленными рисками;
- истребование пояснений “не в связи с проводимой проверкой”;
- аналогично истребование документов (порой количеством в тысячи единиц), не конкретизировано …
Это стало обыденной практикой в налоговых отношениях, и можно с уверенностью сказать, что это основной инструмент налогового контроля (а я бы сказал и давления на местах, с угрозой проведения выездной проверки).
Критерии, которые возведены инспекциями на местах, практически приобрели силу норм права.
Однако не так давно Верховному Суду РФ пришлось успокоить всех (включая Министерство юстиции РФ:))) в своем решении по оспариванию указанных критериев, как имеющих признаки нормативности.
Суд подтвердил, что критерии не носят нормативного характера (студентам на заметку, там подробно раскрыто, как нормативное (читай источник права) отличать, что им не является)
Важно помнить: само по себе несоответствие критериям не является основанием для санкций или назначения выездной проверки. Налогоплательщики, идущие на поводу у инспекторов, должны иметь в виду это решение Верховного Суда РФ.
Ключевой момент: каждое решение ФНС России и её территориальных органов, а также должностных лиц, в рассматриваемом аспекте правоотношений, может быть предметом судебной проверки.
Помним, что налоговые правоотношения подчиняются принципу презумпции добросовестности налогоплательщика, который был сформулирован еще Конституционным Судом Российской Федерации (определение КСРФ 138-О, например).
Положения пункта 7 Критериев не имеют императивного характера для неопределённого круга лиц и не предрешают вопрос назначения выездной налоговой проверки и выбора проверяемых налогоплательщиков.
Налоговые органы должны оценивать все аспекты деятельности налогоплательщика при планировании выездных налоговых проверок, и критерий рентабельности должны применяется как в отношении физических лиц, так и в отношении организаций с учетом конкретных обстоятельств.
Не соответствие критериям, уж тем более, не является налоговым нарушением.
Так что не стоит грозить выездной добросовестному налогоплательщику.
Если у вас есть вопросы или нужна дополнительная информация, не стесняйтесь обращаться!
2 минуты
14 июня 2024