Найти тему

Это пост из серии про то, как вырастить из подростка самостоятельного человека #подготовить_подростка_к_жизни. Сегодня — об очередной “запчасти” самостоятельности, над которой стоит поработать, если у вас подрастающий школьник.


🟡Взаимодействие с институциями и бюрократией

Этот пункт становится буквально критичным, если ваши сын или дочь переезжают учиться в другой город. Но даже если остается в своём городе, все больше и больше будет появляться дел, где вы не сможете помочь. Вряд ли кто-то будет спорить, что бюрократические вопросы — это специфический тип взаимодействия. Не то же самое, что с друзьями, родителями и так далее. Иногда по ту сторону бюрократического контакта не очень доброжелательны, часто не стремятся объяснить, отвечают механически, и чтобы разобраться, нужно сформулировать и задать дополнительные вопросы. Мы, взрослые, делаем это автоматически — наловчились за годы жизни. Но у подростков нашего опыта пока нет. А чем старше человек, тем больше подобных вопросов ему придется решать, и тем серьезнее они становятся. Взять хотя бы военкомат в случае мальчишек. Поэтому я за то, чтобы тренироваться понемногу, начиная как можно раньше и “на кошках” — то есть на ситуациях, которые не создадут проблем, даже если ошибиться.

Что это может быть?

Из самого простого — магазины и сфера услуг. Это уже формальное взаимодействие, но в формате лайт, потому что там заинтересованы в человеке и его деньгах.

Школа и учителя. В прошлый раз мы говорили о самостоятельности в учебе, и эти пункты связаны. Иногда нужно выяснить, как получить лучшую оценку за год или четверть. Иногда — договориться о пересдаче. Иногда — прояснить не очень существенный вопрос, например, уточнить что-то непонятное с урока. Можно было бы этого и не делать, но лучше поговорить и потренироваться.

Мой сын четыре года учился на семейном образовании, при этом первые два сдавал аттестации офлайн, в городских школах. Я сделала это намеренно: именно для того, чтобы у него появился навык взаимодействия с подобными структурами. Первый год я договаривалась об аттестациях в основном сама, он был в шестом классе. А в седьмом почти не вмешивалась — сын сам относил документы, договаривался о дате и времени аттестаций и вообще держал связь со школой, учителями и завучем. Даже если бы в тот момент что-то пошло не так, беды бы не было. Но всё прошло гладко, без сбоев. Я не за то, чтобы все непременно переходили на семейное образование, но это пример того, как можно найти тот участок самостоятельности, который поможет сформировать у подростка нужный навык

И школа, и магазины это места, которые настроены в целом доброжелательно и навстречу. Они очень важны для формирования позитивного опыта контактов. “Я попробовал — получилось”. Это поможет двигаться дальше.

Этим “дальше” могут быть поликлиники. Не в вопросах, критичных для здоровья, а там, где надо прикрепиться, взять справку, поставить печать, узнать, как записаться к узкому специалисту.

Ещё один пример — МФЦ. Оформить Пушкинскую карту. И дальше — сколько хватит вашей фантазии.

Мало придумать, где организовать подобные взаимодействия, надо ещё сделать их эффективными.

Смысл не в том, чтобы отправить барахтаться самостоятельно. Стоит до того, как подросток отправится по новому маршруту, объяснить ему, как там всё устроено, какова конкретная цель взаимодействия, куда нужно прийти, кого найти и что спросить. К какому результату прийти.

Помню, что в особенно важных ситуациях мы были на связи. Сын выходил из какого-нибудь кабинета, звонил мне, и при необходимости я просила его вернуться и задать какой-то ещё вопрос. Объясняла, зачем этот вопрос нужен, почему важен. Так формируется осознанное поведение в таких ситуациях, а не "куда послали - туда пошёл".

Меня уже не раз спрашивали, стоит ли помогать с документами при поступлении в, вуз или колледж. А здесь я, считаю, что техническая помощь уместна. Как ни крути, а цена ошибки довольно высока, плюс сами ребята в этот период волнуются, зачем добавлять стресса. Но я говорю именно о технической помощи с документами.
3 минуты