Найти тему
15,5 тыс подписчиков

Я уже как-то писал, что на греко-персидские войны еще со школьной скамьи приучают смотреть глазами эллинов и им симпатизировать. Собственно, оно и не удивительно, в учебниках много про греков и прочти ничего – про персов, что несправедливо, конечно. И еще неисторично в контексте подлинных причин греко-персидского долгого конфликта.

Вот одна из них, корректирующая обыденные представления.
В 525 г. до Р.Х. Спарта ввязалась в войну против самосского тирана Поликрата. Сразу гляньте на карту: где Самос (восточное побережье Эгейского моря, аккурат напротив Эфеса), где Спарта и где Персия.
«Что представлял собой сам Поликрат? Он был не первым человеком, захватившим абсолютную тираническую власть на острове Самос, но бесспорно, он являлся наиболее успешной и важной фигурой среди них. Геродот, который хорошо знал Самос из первых рук, размышляет о правлении Поликрата, по-видимому, из-за трех великих «чудес», сооруженных при его власти: километрового горного тоннеля, обеспечивающего город Самос гарантированным запасом воды, необходимым при обороне большого мола или дамбы, защищающей самосскую гавань, и чудесного храма богини Геры, покровительницы города. Поликрат также являлся, как очень занимательно описывает Геродот, первым правителем «так называемого поколения смертных», установившего талассократию, т. е. господство на море. Хотя задолго до Поликрата критский царь Минос также славился как морской владыка, но его морское господство относилось к туманному периоду мифов и легенд, а не подлинным, достоверным временам человеческой истории. Морские амбиции Поликрата привели к его вмешательству, с одной стороны, на запад на острова Киклад, где он посадил на трон Лигдама в качестве марионеточного тирана, а с другой стороны — на восток, где он столкнулся с новой восточной великой державой — Персидской империей в лице местного сатрапа Лидии, расположившегося в Сардах. Очевидное желание Поликрата наладить контакты с персами привело некоторых современных ученых к предположению, что решение Спарты о его свержении определялось ее антиперсидской программой.
Если это предположение правильно, то оно никак не могло быть первым знаком стремления спартанцев противостоять Персии, но было первым свидетельством готовности участвовать в физических и почти прямых действиях против персов в их собственной или близлежащей области. К сожалению, это предположение не поддается никаким доказательствам». Цит. по: Пол Картледж «Спартанцы: Герои, изменившие ход истории ; Фермопилы : Битва, изменившая ход истории». М., 2009.
То есть если гипотеза верна то получается Спарта влезла в сферу влияния Ахеменидов, по сути спровоцировав конфликт, ставший отправной точкой в череде греко-персидских войн.
Если Вам понравился пост — и подписывайтесь на мой канал
Фото из открытых источников.
Я уже как-то писал, что на греко-персидские войны еще со школьной скамьи приучают смотреть глазами эллинов и им симпатизировать.
2 минуты