Найти тему

Я постоянно пишу про целостность и верность себе. В том числе в выборе профессии. А сейчас хочу рассказать про фильм об обратном: к какому итогу приходит жизнь человека, отказавшегося от важной части себя. Это история о цене подобного отказа.


(Дальше спойлеры, я предупредила)

…В 30-40-е годы прошлого века в Швеции велась политика насильственной ассимиляции саамов — коренного кочевого народа. В центре истории — девочка-саамка Элле Марья. Ее вместе с младшей сестрой отправляют в специальный интернат, где саамских детей учат шведскому языку и другим предметам. За разговоры на саамском там приняты физические наказания.

Но даже если ты учишься шведскому языку и шведской культуре, ты остаешься саамкой. Тебя дразнят и унижают мальчики-шведы, от тебя шарахаются в обществе потому что считают грязной, у тебя почти нет возможности получить хорошее образование.

Элле Марья умница, и она становится любимицей учительницы. Та приглашает девочку к себе домой. Они пьют кофе, разговаривают, учительница дает Элле Марье читать стихи… И вместо ненависти к шведам за фашизм, у девочки просыпается желание любой ценой стать одной из них и не иметь ничего общего со своей национальной идентичностью. Она переодевается в краденое шведское платье, совершает обряд омовения — символическое крещение, сжигает свой национальный костюм и сбегает из интерната. Она берет себе имя Кристина, чтобы никто не догадался, что она не шведка. У нее все получается.

…Жизнь спустя 78-летняя Кристина приезжает в маленький городок в Лапландии на саамские похороны своей младшей сестры. Она раздражена и не хочет быть здесь, с этими саамами. Она возмущается, когда люди говорят с ней на ее родном языке. Отказывается ночевать в доме семьи своей покойной сестры и селится в отеле отдельно ото всех.

Но мира в душе Кристины нет. Легче было не думать о сделанном в юности выборе, пока родных не было перед глазами. Но вот Кристина здесь, она мысленно возвращается к произошедшему. Испытывает сожаление и боль.

В конце фильма Кристина (или уже снова Элле Марья?) просит прощения у умершей сестры. Выходит из отеля, в котором пряталась от себя, от саамов, от прошлого. Поднимается на гору. Видит, как саамы пасут оленей. Подходит к их жилищам.

Она снова здесь, с ними. Вот только жизнь прошла.

Я очень советую фильм. Он хорошо снят, расширяет кругозор и эмоционально трогает. Тема для режиссера неслучайно: она сама потомок "переученных" саамов. Ещё из интересного: саамов играют актеры-саамы, шведов - шведы. В том числе поэтому смотрится очень реалистично.
2 минуты