220 подписчиков
ОТ ГОРДОСТИ ДО ЛЮБВИ
У каждого психолога иногда бывает, что в короткий промежуток времени приходят люди с одной и той же проблемой. Такая синхрония всегда вызывает удивление.
Ко мне обратились несколько человек, описывающие похожие ситуации, и даже порой говорящие одними и теми же словами. Один мужчина и две женщины: двое обиженных и один обидчик. Обидчица.
В этой заметке я возьму за основу случай из открытой консультации (здесь я не связан условиями конфиденциальности). Разговор наш, конечно, был гораздо более объёмным, я оставил самое главное.
Женщина 34 лет почти в отчаянии жалуется на то, что обидела своего мужчину и теперь не знает, как его вернуть. Хотя никаких особых попыток для этого и не делает.
Они знакомы относительно давно, и вот у них дошло дело до секса, после которого она что-то ляпнула о каких-то его возможностях. Он «вспыхнул». Она вроде бы быстро опомнилась и выдавила из себя: «Прости», но, видимо, для него этого оказалось недостаточно. Он ушёл. И с тех пор они не общаются.
- Что мне делать?! – спрашивает она. – Как его вернуть?
Казалось бы, чего проще – позвони ему, напиши, приди и поговори, объяснись, найди слова, действия – покажи ему его ценность для тебя, обсудите то, что не устроило, поищите вместе пути решения. Но проявить инициативу ей не позволяет её «женская гордость», она привыкла что мужчины сами за ней ходят, уговаривают, прощения просят. А тут она должна…
- Но я ведь извинилась уже! Мне что умолять его?! – возмущается она, отстаивая свою «женскую гордость» (а в действительности, защищаясь от чувства вины, страха обвинений и отказа).
- Может быть, этого извинения маловато? Вы вот защищаете свою женскую гордость, а представьте, что сейчас с его гордостью, или, если по-простому, с его самолюбием, а выражаясь психологически – с самооценкой. Не знаю, что вы ему сказали, но, вероятно, вы её серьёзно задели.
- Но разве его обида – не его дело? Мне психолог говорила, что я не отвечаю за чувства других людей. Это его ответственность. Разве нет? Почему я должна вытирать его сопли? Ну, не сопли, конечно, это я погорячилась. На самом деле он довольно сдержанно воспринял.
- Должна? Откуда взялось «должна»? Разве это не ваши отношения, в которых вы заинтересованы? Вы не для себя хотите их сохранить?
- А он? Ему что, не надо?
- Что надо ему, мы не знаем. И сейчас это не имеет значения. Мы же разбираемся в вашей нужде. Вы хотите его вернуть, он вам нужен. Так?
- Так.
- Вот из этого и исходите. Из своей ответственности, а не из его.
- Вы хотите сказать, что я виновата?
- Ничего подобного я не говорил. Во-первых, я сказал об ответственности, это не то же самое, что и вина. Во-вторых, по поводу своей вины вы определитесь и без меня. Но вполне очевидно, что вас она мучает.
- Наверное, вы правы.
- Давайте мы начнём вот с чего. Представьте себе на минутку, что он вам сказал или сделал нечто очень для вас обидное. Что бы это такое могло быть, кстати?
- Ну… если бы он сказал, что я жирная.
- То есть сказал бы то, в чём вы сами себя упрекаете?
- Ну да )))
- Вот. Представьте, что он вам это сказал, и вы обиделись. Обиделись бы?
- Ещё как!
- И вот вы обиделись. И ваша обида – ваше дело и ваша ответственность. Его она не касается…
- Ну, получается, так, – нехотя соглашается она.
- Уже труднее с этим согласиться, да? А почему труднее? Потому что несмотря на то, что чувства ваши и вы несёте за них ответственность, есть ещё и отношения, и есть его отношение к вам. И теперь у вас к нему тоже есть особое отношение.
- Я перестану ему доверять.
- И между вами увеличится дистанция. И чтобы она снова сократилась и отношения продолжились, вам от него что-то надо, верно?
- Извинений, конечно!
- И я предполагаю, что вам не будет достаточно сухого «Прости». И, может быть, даже будет мало: «Прости, пожалуйста».
- Верно, этого маловато будет.
- А чего бы вам было достаточно?
- Если бы он пришёл и сказал, какой он дурак, и показал мне, какая я на самом деле красивая и ценная для него. Ну, само-собой – цветы, подарок какой-нибудь.⤵️
3 минуты
15 июня 2024