Найти тему
1470 подписчиков

На только что прошедшей Неделе российского ритейла развернулась дискуссия, насколько можно сравнивать маркетплейсы с ритейлерами и применять к ним закон о торговле. Попытки регулировать работу маркетплейсов привели к законодательной чехарде. В Госдуму поступили уже два законопроекта, но депутаты и чиновники обещают еще. А спорных вопросов не убавляется.



Лежащий в Госдуме с сентября 2023 г. законопроект от четырех депутатских фракций не понравился правительству. Этой весной получил «добро» другой проект — сенатора Кутепова и депутата Гутенева, возглавляющих в своих палатах профильные комитеты. Но ФАС с Минпромторгом и Роспотребнадзором разрабатывают следующий законопроект. Свои поправки готовят Минэконмразвития и Минцифры. Еще три проекта ожидается от депутатов.

Краеугольные камни отрасли кочуют из одного проекта в другой. Их авторы хотят, например, ограничить комиссии для продавцов, оградить партнеров маркетплейсов от неожиданных изменений в договорах. Для покупателей хотят установить справедливые правила возврата товаров. А к крупным маркетплейсам с долей рынка более 20%, предлагать применять особые требования.

Многие участники дискуссии считают, что концепция закона о торговле годится и для маркетплейсов, за исключением «технических нюансов». Они напоминают: в свое время ритейлу запретили вольницу с продажей мест на полках и заставили по полной отвечать за товар и поставщиков — и ничего. Другие настаивают, что площадки с миллионами товаров от разных продавцов не смогут развиваться по жестким регламентам, урезающим доходность. А ФАС однозначно заявила: «Маркетплейсы не являются торговыми организациями».

Уже дает себя знать смешение форматов: не всегда понятно в какой части компания — сетевой ритейлер, а в какой — маркетплейс. Показательный пример — «Магнит», который приобрел крупный региональный маркетплейс Kazan Express (теперь — «Магнит Маркет»). На нем не получается продавать продукты, поскольку в этом случае закон о торговле запрещает комиссии.

Депутаты не исключают, что при нынешнем разнообразии вариантов парламент возьмет за основу один законопроект, а ко второму чтению добавит важное из остальных предложений.


#маркетплейсы #внешняясреда
1 минута