22 подписчика
Бесспорно, хрен деревенский (Armorácia rusticána) — это наше общеславянское растительное достояние. Настолько, что в Баварии, Силезии и Австрии говорят Kren вместо ожидаемого Meerrettich. Что неудивительно, ведь славяне его культивировали еще в 9 веке, а в германских землях оценили его лекарственные и кулинарные свойства лишь в 13 веке.
Но все же греки с римлянами, как всегда, успели все разведать раньше других. Уже у Катона и Колумеллы он упоминается как привычная огородная культура. Подозревают, что у Плиния Старшего под названием persicon napi также упоминается хрен. Плиний сообщает, что это растение эффективно при заживлении ран и лечении радикулита и предупреждает, что рвать его следует только одной рукой.
У Диоскорида упоминаются два растения, которые исследователи ассоциируют с хреном. Одно из них - ἀγρία ῥαφανίς (2.138), дикая редиска, которую римляне, по словам Диоскорида зовут ἀρμοράκιον (armoracia): его корни, отваренные вместе с листьями, Дискорид рекомендует как мочегонное и согревающее средство. Другой претендент (2.186) представлен как разновидность θλάσπι (Пастушья сумка), а именно Περσικὸν σίνηπι. Судя по названию и по сфере применения, Плиний и Диоскорид говорят об одном и том же растении - «широколистном и с большими корнями». А эпитет «персидский», скорее, указывает не на место происхождения, а намерение подчеркнуть, что это не обычная пастушья сумка. Дискорид тоже использует это растение против радикулита.
Благодаря античным врачам и исследователям природы выражение «зри в корень!» приобретает новое - ботаническое - значение.
1 минута
2 июня 2024