Найти тему
17,9 тыс подписчиков

[History]

Уже говорилось, что "месяц май" в календаре военно-морской истории богат на события, причем не просто события , а эпичные события (их примерный перечень я не буду повторять), и как нельзя не вспомнить 27-28 мая (14-15 мая) 1905 года. Так нельзя не вспомнить 31 мая - 1 июня 1916 года, ведь это Ютланд!
Если учесть пристрастия, то для кого -то это Ютланд, для других - Скагеррак, а для оставшихся - "День Д".
Надо признать, военно-морские паблики не остались в стороне, и каждый в меру сил и возможностей напомнил про этот день, так что можно быть уверенным что большинство читателей хорошо знает и помнит ход событий, повторяться не буду. Поговорим об удаче, разберем один эпизод и вспомним одного из шестерых счастливцев, которые выжили. Спросите где?
Конечно же при гибели "Инвинсибла".

Да, в 18.34 31 мая 1916 года британский линейный крейсер "Инвинсибл" взорвался!
"...От ужасного взрыва в районе башни "Q" вся центральная часть корпуса, включая котельные отделения, трубы, угольные бункера, две средние башни главного калибра, разлетелись в огромном клубке багрового пламени. Масса угольной пыли вылетела из разорванного корпуса, треногая мачта рухнула. Огромный огненный шар медленно поднимался в воздух с ужасающим величием. взлетев на 120 м. На его вершине виднелся паровой катер, куски обшивки и множество обломков. Затем темно-красное пламя погасло, остался только черный столб дыма который медленно развеялся, открыв нос и корму "Инвинсибла", торчащие из воды". Так описывает гибель линейного крейсера В.Е.Таррант в своей книге.
Впечатляет!
Еще больше впечатляет тот факт, что из той самой злополучной, вернее, невезучей башни "Q", куда судя по всему попал 305-мм снаряд с "Дерфлингера" выжил один человек (из шести выживших с корабля). этим самым счастливым моряком оказался артиллерист морской пехоты (Бог любит морпехов!), дальномерщик "Брайн Гэссон, парень которому было всего 21 год!
Он вспоминал: "Я находился в маленьком отсеке в задней части башни. Моя голова торчала в отверстии в крыше, я работал с дальномером, установленным на крыше башни". По его точным воспоминаниям, он видел как летят роковые снаряды с "железной собаки" и один снаряд попал именно в его башню между орудиями. Взрывом снаряда убило всех, кроме Гэссона, а крышу башни сорвало и она улетела за борт. Это наблюдал с фор-марса другой выживший - капитан 2 ранга Даннрейтер, старший артиллерийский офицер "Инвинсибла".

Как такое можно охарактеризовать кроме как чудо? представьте - вы сидите в башне, ваша голова "торчит" в отверстии крыши, тут происходит взрыв внутри, крышу башни СРЫВАЕТ с места, при этом вы и ваша голова остаются на месте!
Брайан Гэссон вспоминал: "Я не слышал взрыва. Я вообще ничего не помню. Это было слишком много, чтобы сознание могло это вместить. Следующее. что я знаю, я оказался глубоко в воде среди обломков. освободившись, я начал грести и, можно сказать, вылетел на поверхность в воздушном пузыре Я увидел две оконечности, торчащие из воды и огляделся, чтобы найти других людей. К своему удивлению, я не увидел никого".
Получается моряк ушел под воду все в той же башне, или его как то выбросило из нее, вспомним Таррент пишет, что башни "разлетелись".
В воде Глэссон держался за стул из кают-компании, ничего более существенного найти не удалось, и здесь ему повезло второй раз - он пробыл в воде всего 25 минут, совершенно голый и страшно замерз, но его нашли и спасли. К месту гибели "Инвинсибла" подошел эсминец "Бэджер", получивший от Битти команду "подобрать людей с обломков корабля по правому борту".
Б.Гэссон вспоминает, как увидел, что эсминец спускает шлюпку, и Собрав последние силы, он замахал руками чтобы привлечь внимание. Его подняли в шлюпку и уже там он потерял сознание, прийдя в себя только через четыре дня на госпитальном судне "Плесси". Вернулся в строй молодой морпех через 12 месяцев.
Не так уж и плохо после всего пережитого, а вы как думаете?
Тут хочешь - не хочешь , но начнешь верить в чудо.
А чудес в те двое суток 1916 года хватало...
3 минуты
207 читали