15 подписчиков
誇りは死よりも重い
(Хокори ва, ши ёримо, омой)
«Блюсти честь – тяжелей, чем принять смерть»
Дебют в художественном кино Хирокадзу Коррида состоялся лишь в 1995 году, когда режиссеру уже было 33 года. В основе сценария фильма «Блуждающие огни» или «Призрачный свет» (Мабороси-но-хикари) лежат реальные события, вдохновленные встречей с женщиной, у которой когда-то Корээда брал интервью для одного из своих документальных фильмов. В фильме «Блуждающие огни», впрочем вырисовываются типичные для игрового фильма черты, ведь происходящее на экране в первую очередь реконструирует глубинные переживания героини, являющиеся ее реакцией на потерю близкого человека, в отличие от доков, в основе которых намерение авторов воспроизводить естественное течение подлинных событий и фактов жизни. Главная героиня Юмико пытается разобраться в причинах бесследного исчезновения бабушки, а в последствии, став женой и матерью - скоропостижной гибели мужа. Юмико созданная Корээдой обладает подвижным и жизнерадостным нравом, она в меру мечтательна и наивна, порой легкомыслена, на протяжении фильма воплощение ее характера кардинально меняется. Нет, она не становится другим человеком, но краски ее темперамента смешиваются, создавая более сложные оттенки, она то впадает в спячку наяву, то яростно протестует действительности через мятеж и бунт, безуспешно пытаясь отыскать ответы. Героиня выбирает один из наиболее распространенных в переживании утраты метод - эскапизм - побег от новой реальности, в которой нет больше любимого, при чем через вполне осязаемую его форму - буквально побег в другой город. Юмико выходит за вдовца, у которого есть дочка и переезжает к нему вместе с маленьким сыном в отдаленный рыбацкий поселок. Корээда постоянно указывает зрителю на переменчивый морской пейзаж, который как нельзя лучше передает внутреннее состояние Юмико, кажущейся местами практически монументально задумчивой, режиссер рифмует природу героини со стихией. Корээда снимает сцены у моря исключительно при естественном освещении, ничего не добавляя и скрадывая, не пытаясь создавать новую реальность, а лишь наблюдая как существует человек в данной каждому из нас естественной среде, намеренно подальше от города, в котором цивилизация так и норовит задвинуть природу на второй план. Важно отметить, каким красочным и безграничным кажется мир, усиливают этот эффект черные одежды героев, лишенные цвета, а соответственно и жизненной энергии. Хирокадзу Корееда выбирает достаточно академичную манеру съемки без излишней вычурности, тщательно выверяя композицию, в которой важны мельчайшие детали и фактуры, игра света и тени, а человек – не главный герой, а лишь часть пейзажа, поэтому вероятно в фильме ничтожно мало крупных планов и камера статична. Скажем там, эта попытка Корээды максимально размыть границы игрового и документального кино и становится его почерком, главной особенностью его режиссерского метода. На мой взгляд, это самый красивый фильм режиссера, в котором нет абсолютно ничего лишнего, именно такие фильмы напоминают мне о том, что кино – это в первую очередь философия, рождение мысли и атмосферы, кино, как искусство - возможность задавать себе неудобные вопросы, кино - это не только прокатные сборы и туго набитые бабками карманы продюсеров киностудий.
После релиза «Блуждающих огней» о дебютанте заговорили. Хирокадзу Корээда представляет свой фильм на Венецианском кинофестивале и получает награду лучшую операторскую работу.
#японскоекино #корээда
2 минуты
29 мая