Все больше и больше вижу роликов в ютюбе о том, что на недвижимости нельзя заработать
Если сегментировать аргументы, выделяется три основных:
- Эскроу-счета и гарантии инвестиций в новостройки убили возможности для инвеста. То, что ты берешь на котловане, через три года может стоить дороже, но снова зайти подешевле нет возможности
- Льготная ипотека выжгла рынок. Ты не можешь продать объект через три года потому, что застройщик непременно обыграет тебя по величине скидок, по ассортименту и размеру ипотечного платежа
- Сдавать в аренду стало невыгодно, арендный доход невелик, возни с посуткой много, цены растут медленно
Мне эти аргументы напоминают античные доказательства идеи о том, что быстроногий Ахиллес никогда не сможет догнать черепаху.
Если между Ахиллесом и черепахой сто метров, то когда черепаха проползет 1 метр, Ахиллес пробежит 100.
Но когда Ахиллес преодолеет метр, черепаха проползет сантиметр, ну и так далее.
Факты состоят в том, что для того, чтобы быть успешным в каком-либо деле, в нем надо разбираться, в операциях с недвижимостью в том числе.
У многих людей, которые пишут о бессмысленности инвестиций в недвижку, понимание застыло на начальном уровне и глубже уже никогда не пойдет.
Как можно описать начало осознания рынка на примере продажи среднестатистическим собственником квартиры:
Я могу сравнить цены с ценами подобных квартир в Авито или ЦИАНе?
Да
Я могу дать объявление о продаже?
Конечно
Я в состоянии принять звонок покупателя?
Легко
Открыть дверь и впустить в квартиру?
Всенепременно
Сходить в МФЦ и оформить сделку?
Нет ничего проще
Время, когда с таким набором знаний можно было сколачивать и преумножать капитал на рынке недвижимости, прошло. И уже никогда не вернется, сколько бы огненных видео на эту тему не снималось.
Следующий уровень осознания рынка, на мой взгляд, состоит в том, что за каждой грудой бетона, кирпича, бревна и палок стоят люди.
Надо работать с людьми. Искать не дешевые квартиры, а людей, готовых отдавать дешевле.
Понимать, почему они это делают и находить способы достучаться до них.
Риэлторское сообщество находится здесь.
Кто-то плавает мельче, кто-то глубже. Кто-то делает на этом приличные деньги, кто-то существует впроголодь. Время от времени кто-то пытается шагнуть на следующий уровень.
По сути, на этом уровне торгуют информацией и доверием, потому что без доверия не будет информации, и бетон играет роль повода для обмена.
На этом уровне действуют инвесторы, крупные и мелкие.
Точнее так: кто-то готов торговать доверием, кто-то нет, но информацией торгуют все. Очень узкая специализированная приносит много денег, избитая и заезженная мало.
Почему риэлторское сообщество застыло на своем уровне?
Нет понимания того, что информацией торговать можно, а доверием нет.
Именно поэтому не находит отклика простая идея о том, что агент должен представлять интересы одной стороны. Играя и нашим, и вашим, ты закрываешь себе путь роста.
Тут особо стоит остановиться на собственниках агрегаторов информации. Казалось бы, нет никого успешнее их в этом деле.
Однако их уровень осознания рынка застыл на первом уровне. Объявление-звонок-показ-сделка, агент - лишнее звено.
Именно поэтому на рынке инвеста потерпели убытки Зиллоу, Домклик, ПИК-брокер, готовится Самолет.
Именно поэтому ЦИАН никак не может зайти в инвест уже несколько лет, слишком хорошо знают истории отрицательного успеха масштабирования.
В общем, хочешь зарабатывать на бетоне - учись разбираться в людях. Вместе с ними приходит и прорывной успех, и депрессивное выгорание.
2 минуты
28 мая 2024