2370 подписчиков
Последние 3 года я провела в ecommerce крупнейшей в России и СНГ компании по продаже люкса. Когда я выходила туда, мне казалось, что это будет то же самое, чем я занималась в модных медиа, просто с другой стороны. Что ж, «другая сторона» оказалось такой важной, что периодически я ловила себя на мысли: «А я вообще знала раньше индустрию, в которой работала?») И финансовые отчеты первые полгода я читала как захватывающий роман — они рассказывали о России и мире роскоши в ней куда больше любых журналистских текстов и сплетен
Одним из многих удивлений была реакция россиян с деньгами на стресс. Весь 2022 год мы с командой наблюдали несколько всплесков продаж в самые кризисные моменты — и если некоторые я могла понять (например, покупка люкса после официальных заявлений брендов об уходе из страны — вполне рациональное решение), то некоторые меня очень удивляли, потому что лично я, например, в те моменты могла только сидеть и смотреть в стену. Тут 0% осуждения, если что, — скорее, говорю о том, как интересно наша психика реагирует на стресс
Оказывается, за последние годы у этого явления появилось отдельное название — Doom-Spending (слово родилось из комбинации дум-скроллинга и онлайн-шопинга). The Cut, модное приложение к New York Times, посвятило ему новую колонку из рубрики финансовых советов My Two Cents. Ученые выяснили, что чаще всего от стресса покупки совершают представители поколения Z (35%) и миллениалы (43%). Но, утверждает психолог и преподаватель маркетинга из Rutgers Business School Кристина Дурант, бумеры не меньше подвержены таким тратам: «Покупки помогают людям почувствовать, что они контролируют ситуацию, пусть и ненадолго».
Что же делать? Вот небольшой чек-лист от The Cut:
1) Попробуйте переключиться на что-нибудь мелкое вроде разбора завала в ящиках рабочего стола. С тревогой помогает справиться не только шопинг, а любое действие, дающее ощущение завершенности
2) Меньше концентрируйтесь на чувстве вины за шопинг, и больше — на том, чего вы добьетесь, если откажетесь от очередной сумки (например, улетите в путешествие мечты)
3) Представьте себя через 10 лет. Джулиано Ларан, психолог, преподаватель Базельского университета: «Люди более склонны к нездоровому, мало контролируемому поведению, когда у них нет представления о том, кем они хотели бы стать в будущем»
4) Составьте список из 10 причин, зачем вам эта вещь. Тот же Джулиано утверждает: «Кажется, что чем больше вы найдете причин, тем больше вы будете хотеть купить эту вещь. Но, как показывает исследование, это так не работает. К пятой или шестой причине вам будет сложно еще что-то придумать. К седьмому пункту вы устанете и, вероятно, отложите телефон».
Приятного шопинга)
#безфильтровмедиа
2 минуты
27 мая 2024