5922 подписчика
Алексей Саврасов. Рожь, 1881
Смерти маленьких детей – одна за другой – надломили художника. Его внутреннее состояние в эти годы выливается в картину "Могила на Волге" – здесь он изображает могилу своей дочери. Именно эта работа послужит прообразом главного русского пейзажа – Левитановского "Над вечным покоем".
Последней картиной, которую Саврасов покажет публике на очередной передвижной выставке, станет "Рожь". Это полотно похоже на трехслойный пирог. Внизу – колышущаяся рожь, на среднем плане – белые облака. А верхнюю часть картины занимают тяжелые нависшие тучи. По мотиву картина, конечно, близка одноименному полотну Шишкина, но решена совершенно в другом ключе. Саврасов пишет на том же материале более авторский, лирический пейзаж, в котором отчетливо читается тревога и печаль – в тех самых темных, низких облаках, которые собираются на переднем плане картины.
Тучи сгущаются не только на картине «Рожь». В жизни Саврасова наступает пора затяжного ненастья, в котором не видно просвета. Начинается творческий спад, разлад и раздрай - душевный и физический. Саврасов срывается в затяжные запои. От него уходит жена. Как говорят искусствоведы, поздние работы Саврасова, с одной стороны, отличает живописная экспрессия, но с другой, - все больше заметна утрата мастерства.
Прогулы и запои Саврасова долго терпят в училище живописи, но в конце концов он будет уволен с должности, съедет с казенной квартиры и до конца жизни будет скитаться по углам. Дочь Саврасова Вера потом напишет, что отец даже не хотел учить ее рисовать – он был уверен, что художники обречены на полуголодное существование.
Из книги «Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX — начала XX века»
подписывайтесь на мой телеграм-канал: t.me/...lii
1 минута
26 мая 2024