Найти тему
13,8 тыс подписчиков

Когда я пишу о том, что необходимо видеть в себе не только то плохое, которого хоть отбавляй, но и хорошее, оказывающееся скрытым под ним и оттого забываемым, пренебрегаемым, то один из «контрдоводов» звучит так:

- Ну как же смиряться, видя себя изначально и вообще хоть сколько-то хорошим? А без смирения, как известно, спасения нет!
Есть ли у меня, что ответить на это? Точно есть.
Дело в том, что в основе этого недоумения – ошибка. Ошибка формальной логики.
Видение своих грехов смиряет. Хотя правильнее сказать – может использоваться для приобретения смирения тем, кто к нему стремится. Ведь множество людей, ведущих крайне греховную жизнь и свои грехи осознающих, никак не становятся благодаря этому смиреннее.
Поэтому еще раз: видение своих грехов может использоваться для упражнения в смирении, но само по себе смирения не рождает. Поэтому считать, что именно оно является главным условием смирения, не стоит.
Более того. У кого мы должны учиться смирению прежде всего? Очевидно, что у Того, Кто Сам сказал: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). У Того, Кто есть не только Подлинная Любовь, но и Подлинное Смирение.
Поскольку совершенно смирен лишь совершенный Бог…
Не оттого ли мы и видим нечто не могущее не поражать тех, кто не понимает сути и ищет смирения в грехах? Видим, что чем больше преуспевает в христианской жизни человек, тем смиреннее он становится. И уже вследствие этого ощущает себя «хуже всех», хотя парадоксальным образом радуется при этом – свету и чистоте, открывающимся ему во все более и более полной мере.
Есть тут над чем задуматься, не правда ли?..
Когда я пишу о том, что необходимо видеть в себе не только то плохое, которого хоть отбавляй, но и хорошее, оказывающееся скрытым под ним и оттого забываемым, пренебрегаемым, то один из «контрдоводов»
1 минута