Найти в Дзене

4.

Первый шаг к примирению 26 октября сделал Хрущев. На основании принятого решения Президиума ЦК, Хрущев направил новое письмо Кеннеди, которое было написано в примирительном тоне. В письме Хрущев впервые признал, что советские ракеты уже размещены на Кубе, но СССР могут их вывести, если США даст гарантии не вторгаться на Кубу и не поддерживать любые силы, которые бы захотели сменить общественный строй острова свободы. Не имея прямой связи с Кеннеди, Хрущев продублировал свое письмо по радио, добавив требование вывести ракеты из Турции.

Как позже стало известно, именно в этот день Кеннеди дал указание Госсекретарю США Раску и главе Пентагона Макнамаре завершить подготовку вооруженного вторжения на Кубу и приступить к выполнению чрезвычайной программы, которая предусматривала создание на Кубе нового гражданского правительства. Фидель по своим каналам получил информацию, что в ночь с 26 на 27 октября американцы готовят авиационный удар по советским объектам на Кубе и командующий группой войск генерал Плиев отправил эту информацию Хрущеву.

Получил тревожную информацию от генерала Плиева, Хрущев немедленно направил второе письмо Кеннеди, которое носило еще более примирительный характер. Именно это послание по мнению многих исследователей было поворотным для Кеннеди.

В этот же день для того чтобы наладить контакт между двумя руководителями государств советский резидент разведки в США Александр Фомин (настоящая фамилия Феклисов) встретился в Вашингтоне с влиятельным журналистом телекомпании «ABC News» Джоном Скалли, который был вхож в Белый дом. После их первой встречи, Скалли доложил суть предложений Хрущева и получив инструкции, их встречи продолжились, прерываясь на некоторое время, чтобы согласовать позиции сторон. Этот, казалось бы случайный контакт, оказался спасением, т.к. события на следующий день пошли буквально кувырком.

Суббота 27 октября 1962 года вошла в историю как “черная суббота”. В этот день только чудо предотвратило ядерный конфликт между СССР и США.

Сначала американский флот, используя сигнальные гранаты, вынудил подняться со дна советскую подводную лодку у которой вышла из строя силовая установка и разрядились аккумуляторы, но атаковать ее они не стали.

Советское ПВО сбило американский самолет разведчик У-2, который вел разведку над территорией Кубы, а пилот погиб.

На Новой Земле СССР испытал термоядерную бомбу большой мощности. Американский самолет разведчик, посланный взять пробы воздуха после ядерного взрыва в Арктике сбился с курса и едва не был сбит советской ПВО.

Головную боль советскому руководству доставила позиция Фиделя Кастро, который сообщил послу СССР, что США начнут вторжение на Кубу в ближайшие трое суток и в ультимативном тоне потребовал от СССР решительных действий и даже нанесения превентивного ядерного удара по США. По просьбе резидента КГБ Фомина, администрация Белого дома через посольство Бразилии в Гаване передали Фиделю Кастро, что в случае вывода советских ракет, США дают гарантию воздержаться от вторжения, что несколько ослабило нажим Фиделя Кастро на Хрущева.

В ночь с 27 на 28 октября, благодаря контактам Фомина и Скалли, тайные переговоры перешли на новый уровень и Роберт Кеннеди пригласил посла Добрынина в здание Министерства юстиции. США согласились на предложения СССР, в том числе и на вывод ракет из Турции. Глава Пентагона Макнамара позже говорил, что ракеты Юпитер, размещенные в Турции к тому времени морально устарели.

Утром 28 октября Хрущев получил письмо от Кеннеди, в котором он давал принципиальное согласие на предложенные ранее СССР меры по выходу из кризиса. Хрущев собрал Президиум ЦК в Подмосковье, т.к. военные потребовали усиление безопасности советского руководства и воздержаться от нахождения в Кремле. В этот момент позвонил Добрынин и передал суть переговоров с Робертом, а также поставил Хрущева в известность, что военные США и их союзники по НАТО оказывают на президента США сильное воздействие и требуют ужесточить позиции на переговорах с Хрущевым. Поэтому Роберт Кеннеди настаивает получить от Хрущева немедленный ответ.
3 минуты