Найти тему
593 подписчика

В 1794 г. революционная Франция стала первой в мире страной, декларировавшей отказ от рабства (якобы). Однако сделано было это не столько из борьбы за права человека, сколько из военных соображений в кризисной ситуации. Французские комиссары на Сан-Доминго (ныне Гаити) использовали декрет Конвента об отмене рабства чтобы привлечь взбунтовавшееся чернокожее население острова на свою сторону. Великобритания и Испания, воевавшие с революционной Францией, пытались захватить богатую колонию. Поверившие республиканским идеалам гаитянские повстанцы помогли французам нанести поражение испанцам в 1795 г., а затем и англичанам в 1798 г.


Декрет Конвента – дело хорошее, но в реальности его действие оказалось весьма ограниченным. Плантаторы и рабовладельцы не спешили на свалку истории. Рабство упразднили в Сан-Доминго, Гвиане и (временно) на Гваделупе, но в остальных французских колониях оно продолжало действовать де-факто.

Де-юре же вопрос решил Наполеон Бонапарт. В 1802 г. он издал указы о сохранении рабства там, где оно ещё не было отменено (на Мартинике, Маврикии, острове Реюньон и т.д.) и восстановлении рабства на Гваделупе. Таким образом Франция стала единственной страной в истории, восстановившей рабство после его отмены.

Решение Наполеона не было сумасбродным. Элиты продолжали тосковать о порядках XVIII века и жаждать их возвращения. Утрата Сан-Доминго, революционные и имперские войны жестоко разрушили мечты целого поколения, которое манил мираж рабовладельческой лихорадки. Ценности дореволюционного порядка всё больше укоренялись и идеализировались во французском обществе.

Рабовладение беспрепятственно существовало в антильских колониях Франции до середины XIX в. Лишь после революции 1848 г. и установления Второй республики декретом временного правительства рабство в колониях было отменено окончательно.
В 1794 г. революционная Франция стала первой в мире страной, декларировавшей отказ от рабства (якобы).
1 минута