29 подписчиков
ИСТОРИЯ СТРИТ-РИТЕЙЛА: от ларьков до современных магазинов
Ресторанный бизнес в России мы с Вами уже обсудили, а как обстояли дела с торговлей?🤔
Современный посетитель торговых сетей уже привык к формату «Пятерочка» или «Магнит». Но как было раньше? Еще 20 лет назад и даже меньше среднестатистические россияне покупали еду на мелкооптовых рынках, где торговали из контейнеров и машин, на обычных рынках, в оставшихся с советских времен магазинах и даже ларьках.
Да, новые форматы торговли в то время уже существовали. Но они были распространены нешироко и рассчитаны на состоятельную публику. Например, один из первых магазинов закрывшейся несколько лет назад сети «Седьмой континент» был расположен в здании гостиницы «Москва» (сейчас Four Seasons Hotel Moscow) напротив Госдумы.
В 1998–1999 гг. появились на свет нынешние лидеры рынка – в Краснодаре открылся «Магнит», а в Санкт-Петербурге – «Пятерочка».
Первые магазины были похожи скорее на бакалейные лавки, которые торговали сопутствующими товарами при практически полном отсутствии свежих продуктов. «Торговали косметикой и немножко продуктами в отношении 9 к 1», – рассказывал «Ведомостям» основатель «Магнита» Сергей Галицкий.
🚀 «Пятерочка» начинала работать в формате дискаунтера и магазина у дома. Тогда в принципе не было такого сегмента рынка, не было опыта, технологий, знаний, да и поставщиков в сегодняшнем понимании. Было сложно сориентироваться, как именно нужно строить бизнес. Приходилось учиться «в полете».
Конкуренция была минимальной, доминировали продовольственные рынки, палатки, киоски.
В 2000-х гг. в Москве было более 200 рынков, продававших продукты, технику и все остальное. Знаменитый Черкизовский рынок в период своего расцвета занимал более 230 га. Другие знаковые места конца 1990-х – рынок в Лужниках и «Горбушка» – в том или ином виде просуществовали вплоть до начала 2010-х гг.
О том, как дальше развивался ритейл в России читайте в следующих постах 😉
1 минута
3 июня 2024