1290 подписчиков
Живой родник всей русской музыки
К 220-летию Михаила Глинки. 225 лет Пушкину и 220 — Глинке. «Оба создали новый русский язык — один в поэзии, другой в музыке», — сказал критик Стасов, и сегодня мы вполне можем оценить его правоту. Примечательно, что на памятнике «Тысячелетие России», установленном в 1862 г. в Великом Новгороде, среди полутора сотен значительных фигур русской истории изображены лишь два музыканта: Михаил Глинка и Дмитрий Бортнянский.
Величие музыкальных современников, таких как «Могучая кучка», Чайковский и др. для автора памятника, скульптора Михаила Микешина, тогда было неявно. Надо отдать должное Микешину: он по-своему ответил Глинке на его предвзятую реплику в адрес Бортнянского; бывавший зачастую резким и несправедливым в своих оценках, Глинка в одном из писем назвал своего музыкального предшественника «Сахар Медович Патокин». «О Глинке очень трудно писать: он по-великому прост, по-человечески прост и скромен, а потому и сложен, когда в него вдумываешься», — говорил выдающийся музыковед Б. В. Асафьев.
В основе творчества выдающихся личностей почти всегда лежит впитывание своей народной традиции, корней, личной памяти и преломление этой памяти в общем контексте, подытоживание общекультурного опыта и использование лучших достижений предшественников и современников. И в творчестве М. Глинки эти тенденции нашли ярчайшее воплощение. Путешествуя по Европе, изучая композиторскую технику у немцев и итальянцев, Глинка не утратил связи с исконно русским началом. Именно он стал основоположником русской классической композиторской школы, хотя и до него на наших землях сочинялась профессиональная музыка. Читать далее…
#МарияЗакорецкая
1 минута
3 июня