238 подписчиков
75-76 Лекция. Фурсов. СССР в 1953-1964 годах. Часть третья
Глава 15. Культура в период правления Хрущева 1953-1964. Кинематограф.
Лекция 75-76. Пункт 122. Появление нового типа киногероя. Акцентирование личностного начала даже в производственных фильмах: Весна на Заречной улице Марлена Хуциева. Личностное начало важнее производственного начала.
Марлен Хуциев (Хуцишвили) (1925-2019) известный советский кинорежиссер и сценарист родился в Тбилиси в семье наркома внутренней и внешней торговли СССР Мартына Хуциева и актрисы Нино Утенелешвили.
В 1950 году закончил режиссерский факультет ВГИК, работал режиссером и сценаристом на Одесской киностудии, киностудии имени Горького и Мосфильме.
“Весна на Заречной улице” был снят в 1956 на Одесской киностудии и принес Хуциеву всесоюзную известность. Молодой режиссер смог найти новый типаж советского героя, который стремится к личностному росту, что является залогом производственного успеха его как рабочего, его бригады и предприятия. Найти свою любовь, быть вровень с ней в интеллектуальном и культурном плане заставляет простого рабочего меняться внутренне и затем и внешне. Такой подход стал новаторским, что и определило успех этого фильма, который стал лидером кинопроката 1950-х годов собрав более 30 млн зрителей.
В 1958 году Хуциев снял фильм “Два Федора”. Вернувшийся с войны солдат, потерявший всех близких решает взять на воспитание мальчишку беспризорника. У мальчишки появляется ревность, когда Федор старший приводит в дом жену Наташу. Сложные характеры двух мужчин, опаленных войной и потерей близких вместе с тем переполнены душевной теплотой и поисками семейного счастья. Люди выходили из кинозалов, рыдая навзрыд от правдивости и пронзительность образов главных героев.
Но уже в 1959 году Хуциев столкнулся с тупой советской цензурой. Его новый фильм “Застава Ильича” на пять лет был положен на полку. В обрезанном виде он вышел в прокат в 1965 году, а в авторском варианте только в 1988 году. По моему мнению, первые два фильма были значительно сильнее и уж совершенно непонятно, по каким критериям фильм положили на полку.
Молодой человек мечется в выборе между “золотой молодежью” и высокими идеалами. Он спрашивает своего отца, который погиб двадцать лет назад на войне, но что может сказать 23-х летнему парню, когда отец погиб в 21 год. Узнаваемость Хуциева и бесспорный успех первых двух фильмов и вдруг цензурный тупик, сделали фильм классикой оттепели.
Хотя это довольно спороное мнение. Начиная с конца 1950-х годов возникла странная политика органов цензуры. Отношение цензуры высказал Хрущев на встрече с творческой интеллигенцией: “Даже наиболее положительные из персонажей фильма — трое рабочих парней, не являются олицетворением нашей замечательной молодежи. Они показаны так, что не знают, как им жить и к чему стремиться. И это в наше время развёрнутого строительства коммунизма, освещенное идеями Программы Коммунистической партии!”. Мы тут семимильными шагами бежим к коммунизму, а вы путаетесь под ногами своими духовными исканиями…
К сожалению с эти годы сложилась порочная практика отправлять уже снятые фильмы на полку. Режиссерам выделялись деньги на производство фильма, перед этим рассматривался сценарий и согласовывался, а потом когда фильм был снят он на долгое время попадал на полку. Терялись деньги и силы создателей фильма, что рождало протест творческой интеллигенции.
2 минуты
21 мая