Найти тему
13 подписчиков

Традиционно в День Рождения Михаила Булгакова в Музее-театре "Булгаковский дом" дают "Мастера и Маргариту". В этот день программа мероприятий театра всегда очень насыщенная и о ней разговор особый, но про этот спектакль нельзя не сказать отдельное слово. Толпа желающих его посмотреть собралась нешуточная, но, как и в той самой "нехорошей квартире" пространство зала вдруг раздвинулось, и все каким-то мистическим образом уместились. Давно я не видела такого ажиотажа. Любовь к писателю в нашей стране безгранична, а увидеть спектакль в театре его имени, по его самому знаковому произведению и именно в день его рождения, да еще и в 20-летний юбилей самого театра - "вот уж свезло, так свезло" (но, кажется, это из другого великого произведения). Что хочу сказать - 3,5 часа чистого восторга!

Придется признаться, до этого момента не видела главного режиссера театра Сергея Алдонина на сцене. Его Воланд оказался совершенно непохож на всех увиденных до этого. Было такое чувство, что до Москвы Мессир побывал в Одессе, прихватив у одесситов неподражаемую манеру речи и столь же неподражаемое чувство юмора. Меня покорила его вздернутая нарисованная бровь и огромные кольца поверх черных перчаток. Пока шел разговор Берлиоза (Андрей Курносов) с Бездомным (Владислав Князев) на Патриарших, он тихонько сидел рядом, прикрывшись газетой "Правда" и были видны только его руки. Но, как только мы увидели его лицо, процесс было уже не остановить. Аннушка уже совершила свое липкое дело.
Чтобы поставить "Мастера и Маргариту" нужно, конечно, иметь определенную смелость. Алдонин ее определенно имеет! Режиссер сделал акцент на московских приключениях дьявольской четверки во главе с самим Князем тьмы, и вознес фантасмагоричность романа на какую-то нереальную высоту. При постановке использовались черновики романа, неудивительно, что есть моменты, которые или вовсе не попали в поле зрение режиссера, или были отмечены мельком, другие же стали более выпуклыми и яркими. Маленький зал театра стал своеобразным сундуком фокусника, герои возникали словно из ниоткуда и появлялись в самых неожиданных местах. Мастер с Бездомным общались практически под потолком, а голос Воланда становился более глубоким и разносился мощным эхом, когда шел рассказ об Иешуа и Понтии Пилате. Непрекращающийся карнавал образов проносился перед нами по сцене, оставляя приятнейший шлейф мгновенной импровизации. Маргарита (Ксения Лукьянчикова) даже в шутовской короне все равно оставалась ведьмой (кровь, знаете ли), а парад сатирических московских персонажей, так гениально придуманных Булгаковым, кочевал по сцене следом за всемогущим Мессиром и, казалось бы, с удовольствием участвовал в его шалостях. Да, пошалить Князь тьмы любил. Смачно прихлебывал водочку с Лиходеевым (Константин Богданов), кормил Бегемота (совершенно непохожий на всех Бегемотов Иван Караяннидис) сосисками, с помощью Азазелло (Михаил Горский) в роли доктора Стравинского испытывал на прочность психику Бездомного, превращал Геллу (Наталья Булыга) в экзальтированную поэтессу, позволял Коровьеву/Фаготу (Изнаур Орцуев) с ним спорить, со знанием дела обсуждал с буфетчиком степени свежести осетрины и т.д. и т.п. Наблюдать за его эффектными шалостями было одно удовольствие. Спектакль катился, как по рельсам к серьезности финала, хотя я совершенно не ожидала, что на "Мастере и Маргарите" я буду столько смеяться. Перед спектаклем как и положено совершенно неожиданно из коридора доносилось "славное море, священный Байкал", и даже в антракте продолжали веселить гротескным исполнением оперных арий. Закончился этот фантастический вечер прочуственной речью Сергея Алдонина, видеоклипом в честь юбилея театра, ну и тортиком, конечно же. Теперь лелею мечту еще раз увидеть Сергея Алдонина, уже в роли Лорда Боллингброка. Когда там "Стакан воды"? Есть у меня чувство, что это будет так же блистательно.
Рукописи, как известно, не горят, а хорошие спектакли остаются с нами очень надолго, и если уж сходят со временем со сцены, то навсегда остаются в памяти. Этот вечер останется точно.
3 минуты