18 тыс подписчиков
[Memory]
И 15 мая - для меня с детства особый день.
Повторюсь, для тех кто переводит дату событий на новый стиль - для меня после "Цусимы" Новикова-Прибоя, именно даты 14-15 мая 1905 года врезались в память. И таких дат не мало в РЯВ: и 27 января, и 31 марта, и 1 августа 1904 года.
Да, я знаю и помню, что эти даты по старому стилю, но именно эти даты для меня "даты Цусимского сражения". Именно они написаны на могильных камнях памятников.
15 мая 1905 года - второй день этого сражения, по сути для кого-то - день позора, для кого-то - день подвига.
Как и ранее не буду вспомнить судьбу всех 38 корабле и судов. Вспомнить хотя бы некоторых.
Предлагаю вспомнить корабль, который был далеко не самым современным и мощным кораблем эскадры. Скорее наоборот - будучи когда-то одним из лучших броненосных КР, в бою при Цусиме крейсер "Дмитрий Донской" был уже изрядно устаревший, с усталыми машинами, но довольно современной артиллерией, даже оптические прицелы имелись.
И вот этот корабль, которому на момент сражения исполнилось 19 лет (с момента вступления в строй).
В дневном бою 14 мая крейсер получил лишь незначительные повреждения, хотя "ни за кого не прятался" и делал все что мог. правда из-за течи дымогарным трубок вышел из строя один котел. Около 22 часов командир корабля - капитан 1 ранга И.Н.Лебедев, после сбора совета офицеров, принял решение на прорыв во Владивосток. И ведь это им почти удалось!
Утром 15 мая крейсер шел курсом NO23 градуса, вместе с ним двигались три русских эсминца: "Буйный" со снятым с "Князя Суворова" З.П.Рожественским и его штабом, "Бедовый" и "Громкий". Вскоре по требованию офицеров штаба командующего они были перевезены вместе с Рожественским на "Бедовый", а на "Донской" перешли спасенные с "Ослябя". Корабли двинулись во Владивосток.
"Бедовый" и "Громкий" вскоре оторвались, а "Донской" вновь пришлось оказывать помощь "Буйному и его экипажу. В итоге экипаж миноносца перешел на крейсер, а миноносец уничтожили. На все это пришлось потратить около пяти часов. И сейчас мы можем говорить эта задержка стала роковой.
Около 16 часов справа показались четыре японских крейсера ("Нанива", "Такачихо", "Акаси" , "Цусима") 4-го боевого отряда в сопровождении миноносцев (истребители "Оборо", "Акебоно", "Инадзума"). Русский крейсер попробовал уклониться влево и дать полный ход. но его 13-13,5 узлов не позволили уйти от японцев, которые легко давали 15-16 узлов. Тем более что вскоре с другого борта показались еще два крейсера ("Отова", "Нийтака") и два истребителя ("Асагири", "Сиракумо").
Близилась развязка - Лебедев собрал военный совет. Офицеры молчали, только спасенный с "Ослябя" флагманский штурман полковник А.И.Осипов доказывал, что вести бой бессмысленно. Лебедев попросил Осипова покинуть мостик и принял решение сражаться, а в случае неудачи приблизиться к берегу и там уничтожить корабль.
К этому моменту эскадра Небогатова уже сдалась.
В 19.00 открыли огонь "Отова" и "Нийтака", за тем еще четыре крейсера, которые взяли русский корабль в "клещи". Начался неравный бой, который длился до темноты.
"Дм.Донской" к тому моменту уже имел 15 пробоин в районе ВЛ, потерял 70 человек убитыми и 150 ранеными. Артиллерия на верхней палубе была выведена из строя, осталось по 8 снарядов для исправных 152-мм пушек и по 11 - 120-мм снарядов, трубки в котлах текли. Командир корабля был смертельно ранен, командование перешло к старшему офицеру. Между тем "крейсер - ветеран" выдержал шквал огня, более того он смог отразить все атаки миноносцев - ни одна торпеда в цель не попала.
Осталось одно - спасать экипаж. Старший офицер капитан 2 ранга К.П.Блохин подвел крейсер к острову Дажелет и приступил к свозу команды на берег. В распоряжении русских моряков имелись всего дин баркас и одна шлюпка. Спасательная операция продолжалась всю ночь и на рассвете "Дмитрий Донской" был затоплен на глубоком месте (около 430 м) в видимости нашедших их японских миноносцев!
Подумать только, если бы не эта задержка на 5 часов - крейсер мог бы быть во Владивостоке, но...
Неравный бой "Дм.Донского" стал ПОСЛЕДНИМ боевым эпизодом Цусимского боя.
3 минуты
15 мая 2024
168 читали