Найти в Дзене
2333 подписчика

В книге "Иррациональный оптимизм" Роберт Шиллер на истории финансовых пузырей XX и XXI веков показал, как люди попадают в одну и ту же ловушку, думая, что на этот раз подъем вызван наступлением "новой эры", связанной с открытием каких-то новых технологий, а значит, в отличие от прежних циклов не приведет к сдуванию пузыря.


Крах интернет-компаний в 2000 году и ипотечный кризис 2008 года - самые свежие примеры того, как больно бьет по карманам излишняя вера в сказки о "новой эре".

Морган Хаузел недавно рассказал такую историю:

В 2009 году, во время пика Великой рецессии, Уоррен Баффетт проезжал по центру Омахи, штат Небраска, со своим другом - генеральным директором, который обратил внимание на унылое окружение: пустые улицы, магазины с закрытыми ставнями, будущее, на которое, казалось, мало надежды.

Между ними произошёл занятный диалог.

- Уоррен, как мы вообще собираемся из этого выбираться? - спросил друг, - эта страна никогда не будет прежней.

Баффетт сделал паузу и спросил:

- Знаешь, какой шоколадный батончик был самым продаваемым в 1962 году?

- Нет.

- "Сникерс". И сейчас самый продаваемый шоколадный батончик - "Сникерс".

В чем идея? В том, что, хотя прогресс и не стоит на месте, а история никогда не повторяется в точности, некоторые вещи, такие как человеческая психология, не меняются.

Побудьте на рынке лет двадцать - убедитесь в этом сами.

1 минута