50 подписчиков
Насколько неслучайно звукоряды от до и ля – ионийский и эолийский – легли в основу современных мажора и минора?
На этот вопрос можно ответить, что скорее закономерно, ведь именно эти звукоряды лучше всего подходят для благозвучия музыки с гармонической вертикалью.
Эта парочка звукорядов (ионийский и эолийский) обладают следующими свойствами: от тоники можно построить трезвучие, мажорное и минорное соответственно; между первыми пятью звуками нет тритона, пугавшего ещё со времён средневековья (по этому показателю не подходят фригийский, лидийский и локрийский звукоряды); при смене терцового тона с мажорного на минорный не образуется увеличенная секунда.
Нетрудно заметить, что миксолидийский и дорийский звукоряды первыми пятью ступенями также соответствуют "требованиям". Здесь решающую роль сыграло то, что в ионийском звукоряде есть расстояние в полутон между седьмой и первой ступенью, обеспечивающее вводнотоновое тяготение, которое важно для функциональной гармонии. В параллельном звукоряде (эолийском) расстояние между седьмой и первой ступенью – целый тон. Минор "подстроился" под соответствующий всем требованиям натуральный мажор: в гармоническом миноре добавилось вводнотоновое тяготение, в мелодическом заполнилась образовавшаяся при этом увеличенная секунда. Поэтому все три вида минора получили широкое распространение, а в мажоре доминирует один вариант звукоряда, который соответствовал всем требованиям вертикально ориентированной функциональной гармонии уже в виде ионийского звукоряда.*
* Здесь даётся только объяснение распространения существующих звукорядов с точки зрения благозвучия в рамках мажоро-минорной системы, вне контекста исторически достоверного анализа эволюции ладовой системы.
** Гармонический мажор менее распространён в классико-романтической музыке, чем любой из трёх видов минора, а если и появляется, то воспринимается как "оминоривание", совмещение нижнего тетрахорда мажора с верхним тетрахордом гармонического минора.
P.S.Напоминаем, что семиступенные звукоряды исторически предшествовали звукорядам с октавной транспозицией, и в рамках церковной музыки можно проследить эволюцию вторых из первых.
1 минута
13 мая