Найти в Дзене
18,3 тыс подписчиков

[Library] "РЯВ на книжной полке", 10

Продолжаем рубрику - книг к 120-й годовщине начала РЯВ не мало. После первых и запоминающихся книг, прочитанных давно, подошли книги, которых после 1995-2000 годов стало не мало. Выбор теперь основываться не на хронологии приобретения, а на пожеланиях и значимости. Так что если хотите вспомнить книгу - называйте.

1-9. От Либавы до Цусимы. Письма к жене флагманского корабельного инженера 2-й Тихоокеанской эскадры. Е.С.Политовский - СПб.: ИПК "Гангут", 2010.
Пятнадцать лет назад издательство "Гангут" взяло на себя труд поиска, отбор и публикации воспоминаний начала ХХ века. И эта книга одна из них. По моему мнению - это не просто книга, это литературный памятник подвигу русских моряков ушедших к Цусиме. Как уже понятно, вся книга - это последовательно собранные письма одного человека, который шел на флагманском эскадренном броненосце "Князь Суворов", и погиб вместе с броненосцем. Этот человек - флагманский корабельный инженер Евгений Сигизмундович Политовский (эх сейчас бы Ю.Дискант порадовался бы). Совсем мирный человек, кораблестроитель, участник спасения "Апраксина" с камней острова Гогланд, участник строительства броненосца "Бородино" (помощник строителя). Письма практически писались каждый день, иногда через день-два. Первое ушло 28 августа 1904 года - последнее 10 мая 1905 года, почти ровно 119 лет назад. Интересно, что каждое письмо - описание простой рядовой работы по устранению технических неисправностей, причем не только на "Суворове", а на ВСЕХ кораблях эскадры! Уникальный случай. Также нельзя не отметить, что в книге мало размышлений и бесед с офицерами штаба и броненосца, раздумий о великом, чего так много у В.Семенова. Инженеру просто не было время на рассуждения - от него требовалась физическая работа, когда "господа офицеры" могли и подискутировать на разные темы.
Как то пару недель назад встретился комментарий читателя, который высказал, что механиков и инженеров 2ТОЭ нужно было отдать всех под суд, так как из-за них эскадра не смогла в бою дать больше 9 узлов. Могу порекомендовать этому человеку почитать эти письма, возможно ему удастся (а может и нет) понять какую гигантскую, просто титаническую работу приходилось делать инженерно-техническому составу кораблей, чтобы довести корабли до Цусимского пролива и они смогли вступить в бой. Судьба автора трагично - в ходе боя он руководил устранением повреждений "внизах" "Суворова" и когда штаб командующего "покидал" броненосец, спасаясь про инженера не вспомнили.

3-5. Броненосный крейсер "Адмирал Нахимов". С.В.Сулига - Морская коллекция - 1/1995.
Долго размышлял, стоит ли к категории книг причислять выпуски "МК", решил, что стоит.
Эта монография в журнальном варианте, по сути, стала одной из первых "капитальных" книг об этом крейсере, да и вообще о кораблях РИФ после серии "Замечательные корабли" - если что поправьте меня. Вообще, с середины 90-х годов в отечественной военно-морской истории началась "эпоха С.Сулиги", кто помнит - тот поймет, да простите меня за категоричность. И эта книга для меня стала одной из первых про этот крейсер. Затем лет через пять, в 2000 году В.Арбузов в БКМ издаст свой вариант, скоро говорят ЭКСМО что то представит, но ... - эту книгу помню.
Помню как читал ее с карандашом в руке, разноцветными ручками подчеркивая отдельные строки - и не удивительно. Это знаменитый корабль русского флота, с ним связаны наиболее важные и громкие дела и походы, он как "старый воин-ветеран", всю жизнь провел в строю. И погиб в бою с противником.
Это корабль называют "первым башенным крейсером" (кто -то считает что это спорно), он стал первым боевым кораблем в продольной водонепроницаемой переборкой, был самым большим парусным бригом РИФ и имел преимущество в артиллерийской мощи над большинством современников. Он был "фрегатом" по рангу и "бригом" по оснастке, и стал "броненосным крейсером" в итоге. Но он был не "идеальным", а к 1905 году - уже устаревшим "старичком". Он погиб, но память о нем сохранилась
Ждем новые книги про этот крейсер.
3 минуты
105 читали