Найти тему

От: Yvan Joly

Дата: 07.07.1999
FELDYFORUM

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОМАТИКИ, СОМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ МЕТОДА ФЕЛЬДЕНКРАЙЗА В СОМАТИЧЕСКОМ ОБУЧЕНИИ

1) Система методов соматического образования, в целом, определена недостаточно чётко. Лично я разграничиваю область соматики или соматических подходов в общем от специфической области соматического образования. Общая область может включать биоэнергетику, йогу, биологическую обратную связь, телесно-ориентированную психотерапию, боевые искусства, техники релаксации и многие-многие другие подходы - включая область, которую я лично определил более точно как соматическое образование, и которую я представлю в следующем параграфе.

Общая область соматики или соматических систем, если хотите, включает в себя потенциально все методы, которые рассматривают живое тело (сома, по определению Томаса Ханны, "живое тело, переживаемое изнутри") как место и потенциальный канал для всего опыта человека, будь то интеллектуальный, эмоциональный, сенсорный и даже духовный. Через движения тела, процесс внимания или осознания, экспрессию живого тела, с помощью разнообразных телесных процессов.

Соматические системы предназначены для того, чтобы пережить определённый опыт, узнать что-то новое, пройти терапию, тренировки или процесс исцеления. Некоторые методы имеют чёткую медицинскую, хотя и альтернативную модель, часто терапевтическую, другие кажутся более образовательными, если не духовными по намерениям. Некоторые соматические системы ориентированы на эмоциональное самовыражение и высвобождение эмоций, другие более традиционны для восточной культуры и философии, к примеру, медитативные или энергетические; некоторые из них имеют более современное научное происхождение. Все они считают, что можно достичь целостности человека через его телесный опыт и практически через любой канал восприятия.

2) В рамках соматических систем существует подгруппа методов, имеющих образовательную перспективу. Я называю эти методы методами "соматического образования".

Соматическое образование - это дисциплинарная область методов, которые занимаются: обучением осознанию живого тела (сомы) через движение в пространстве. Я написал множество статей по этому вопросу (многие на французском языке, к сожалению, для читателей, владеющих только английским). Я также прочитал много лекций на эту тему (одну из них на Ассамблее Международной Федерации Фельденкрайза).

Определение соматического образования включает в себя:

- Движение тела: относится к физическим принципам, применяемым к перемещению и позе человеческого тела в поле гравитации. Это может включать анатомию, физиологию, кинезиологию, биомеханику, эргономику, с точки зрения третьего лица и, прежде всего, с эмпирической феноменологической точки зрения.

- Осознанность: относится к способности живых систем регулировать свое поведение в соответствии с обратной связью, которую они создают и отслеживают в процессе своей деятельности. Это достигается за счёт внимания к ощущениям, чувствам и мыслям, возникающим в процессе движения, в действии.

- Обучение: относится к способности живых систем развиваться, совершенствоваться и становиться зрелыми в своей способности к саморегуляции.

Методы соматического образования предлагают конкретные подходы для облегчения соматического обучения. Они могут использовать прикосновения и/или вербализацию, чтобы передать свое образовательный посыл. Акцент на обучении является важным отличием от других методов в более широкой соматической области, где на первый план выходят терапевтические аспекты, будь то "физиотерапия" или "психотерапия", где вмешательство практиков направлено на преодоление трудностей, на понимание симптомов и их причин, на облегчение и заживление травм и ран.

Хотя методы соматического образования могут иметь свойства терапии, это не является ни нашей основной задачей, ни областью нашей компетенции как таковой. Также в этой образовательной позиции мы отличаем себя от большинства медицинских, психологических и терапевтических моделей.
3 минуты