10 подписчиков
Перемирие – стратегический шанс для Израиля?
Бывший посланник США на Ближнем Востоке Деннис Росс в статье для Foreign Affairs утверждает, что для Израиля открылось окно возможностей. Если идущие при посредничестве Египта переговоры с ХАМАС об освобождении заложников не увенчаются успехом, то Израиль должен объявить одностороннее прекращение огня на 4 – 6 недель. Росс считает, что это создаст возможность изменить мировое общественное мнение в пользу Израиля, а также заключить соглашение о нормализации отношении с Саудовской Аравией.
По мнению автора, сейчас наиболее благоприятные условия для нормализации отношений с Эр-Риядом. Во время удара Ирана по Израилю, еврейскому государству помогли его отразить США, Великобритания, Иордания, а Саудовская Аравия и ОАЭ поделились разведданными. Эксперт считает, что это говорит о готовности арабских стран и, прежде всего, Саудовская Аравия к сотрудничеству с еврейским государством для создания региональной коалиции против Ирана. Но для реализации такого сценария необходимо улучшение гуманитарной ситуации в Секторе Газа, что невозможно без перемирия.
Прекращение огня на 4 – 6 недель позволило бы международным организациям облегчить ситуацию в Газе и решить проблему голода. НКО могли бы создать эффективные механизмы распределения помощи. Прекращение огня позволит показать стремление Израиля к миру и представит ХАМАС в роли непримиримого сторонника бессмысленного кровопролития. Это может снять с Израиля давление мирового общественного мнения. Росс подчеркивает, что открытое перед еврейским государством окно возможностей не будет открыто вечно. Урегулированию отношений с Эр-Риядом будет сложно провести после начала президентской гонки в США.
Мнение редакции: Вроде бы логичная линия рассуждений американского эксперта стоит на очень зыбком основании. По мнению Росса, нормализация отношений с Саудовской Аравией позволит изменить отношение всего региона и даже всех мусульман-суннитов к Израилю. Единственный аргумент в пользу этого – король Саудовской Аравии является хранителем двух священных для мусульман городов – Мекки и Медины. Поэтому приверженцы ислама, прежде всего, сунниты, будут прислушиваться к мнению королевства. Это слишком смелое утверждение.
Нельзя сказать, что Эр-Рияд не обладает значимым геополитическим и символическим влиянием. Активное кредитование правительства разных стран региона, а также поддержка религиозных организаций по всему миру и другие факторы делают Саудовскую Аравию претендентом на гегемонию на Ближнем Востоке и значимым мировым игроком. Все это не значит, что монарх этой страны обладает безоговорочным авторитетом в глазах мусульман-суннитов.
Аналогичная ошибка, но в других условиях уже совершалась. Во время Первой мировой войны некоторые представители элит Германии, Австро-Венгрии и тем более Османской империи рассчитывали на крупные восстания мусульман в странах Антанты. Предполагалась, что они произойдут после того как султан Османской империи, носивший титул халифа, а, значит, номинального лидера всех мусульман, объявит джихад против Антанты. Но никаких восстаний не произошло. Мусульмане Российской, Французской и Британских империй проигнорировали призыв далекого халифа из Стамбула.
Решение монарха в Эр-Рияде о союзе с Израилем в лучшем случае окажет также же нейтральное влияние на обывателя-мусульманина. Но более вероятны протесты пропалестински настроенной арабской общественности.
2 минуты
4 мая 2024