Найти тему
22 подписчика

Из платоновского диалога «Федон» мы знаем о последнем дне Сократа всё до мельчайших подробностей. Но каким был последний день самого Платона? Казалось бы, последние часы жизни философа, посмертно обожествленного, тоже должны быть детально зафиксированы. Однако мы имеем довольно скудный набор не совсем совпадающих друг с другом версий. Диоген Лаэртский пишет, что Платон умер на свадебном пиру (образ, скорее, символический, чем реальный). Олимпиодор еще более немногословен: он лишь описывает предсмертный сон Платона, в котором тот узрел себя в образе лебедя, а своих читателей-толкователей как незадачливых птицеловов.

Остальные упоминания также кратки и, на первый взгляд, не производят впечатления, что в них содержится нечто общее. Так, Плутарх Херонейский пишет, что «Пла­тон, уми­рая, восхва­лял сво­его гения и свою судь­бу за то, что, во-пер­вых, родился чело­ве­ком, во-вто­рых, эллином, а не вар­ва­ром и не бессло­вес­ным живот­ным, а так­же и за то, что жить ему при­шлось во вре­ме­на Сокра­та» (Mar.46). А Сенека-младший сообщает, что Платон «умер в день, когда ему испол­нил­ся ров­но восемь­де­сят один год. Поэто­му маги, как раз тогда оказавши­е­ся в Афи­нах, принес­ли усопше­му жерт­ву, веря, что жребий его выше чело­веческо­го, ибо он про­жил девя­тью девять лет, — а это чис­ло совершен­ное» (Epist. 58,31).
Единство этим разрозненным свидетельствам придают слова философа-эпикурейца Филодема Гадарского, чьи сочинения получили второе рождение в 1752 г. благодаря раскопкам в окрестностях Геркуланума т.н. Виллы деи Папири (принадлежавшей Луцию Кальпурнию Пизону, покровителю Филодема, политику и тестю Цезаря). О том, что собой представляла вилла, как проходит извлечение карбонизированных свитков и какие методы приментся при их расшифровке, см. здесь.
Филодем из Гадары в своем «Перечне академиков»/Index Academicorum, подробном историческом очерке об Академии (от Платона до Филона из Ларисы), описывает, возможно, со слов Филиппа Опунтского (ученика Платона и редактора его «Законов») последние часы жизни Платона (свиток PHerc 1021).  Платон последние часы провел все же не на пиру, а, скорее всего, дома, в обществе некоего «гостя с Востока», халдея. Античные авторы, действительно, отмечают взаимный интерес Платона и халдеев и упоминают, что к Платону они даже приходили учиться. Немецкий исследователь К.Фляйшер, предполагает, что упоминаемый Филодемом халдей, вероятно, был давним и близким знакомцем Платона, коль скоро его допустили к одряхлевшему философу.
Платон был болен и страдал от лихорадки. Видимо, чтобы подбодрить Платона, а, может быть, и с религиозно-медицинскими целями, в дом пригласили фракийскую рабыню-флейтистку. Кто-то - либо сам Платон, либо его гость - пытался задать ритм исполнения музыкантше, с чем та плохо справлялась. Платон, которому, казалось бы, ни до чего уже не было дела, вдруг раздосадованно сказал примерно следующее: «только посмотрите, насколько невежественно это варварское существо. Ухо варвара не расположено к ритму и не способно научиться ему на опыте». Гость Платона был очень рад его замечанию, потому что, во-первых, критические слова свидетельствовали о том, что Платон все еще был в ясном уме, и, во-вторых, потому что та же самая мысль пришла в голову и ему. 
Хотя Платон интересовался научными достижениями Востока, утверждает Фляйшер, он все же считал, что греки значительно превосходят варваров, особенно в отношении ритма и, следовательно, тех точных наук, восприимчивость к которым произрастает из тонкого чувства ритма. В свете этого свидетельства мы по-новому прочитываем Плутарха и понимаем, почему Платон радуется, что прожил жизнь восприимчивым к ритму греком, а не аритмичным варваром. И что делали халдеи в Афинах в день смерти Платона, тоже уже не вызывает вопросов. Однако, что было последним словом/ultima vox Платона, мы так и не узнаем, потому что свиток, как это всегда бывает, обрывается на самом интересном месте, а точнее - имеет предательскую брешь.
3 минуты