14 подписчиков
Это прямо боль многих клиентов (особенно 50+), вынужденных искать работу.
Особенно в тех случаях, когда компания быстро приняла решение о реорганизации и сотрудник, еще вчера получивший премию за выполнение плана продаж, сегодня пытается вспомнить, как писать резюме.
Новоиспеченный кандидат вытирает пот с лица, нажимая в очередной раз кнопку “Откликнуться” на ХХ.ру. Краем глаза смотрит, не пришло ли откликов. Но откликов нет. И не только потому, что ХХ — это не очень эффективный путь в новую жизнь. Но и потому, что человек еще не готов. Он (она), будучи выброшенными на рынок труда, не дали себе времени очнуться и ответить на вопрос “Кто я?”.
Профессиональная самоидентификация (working identity у Э.Хибарры) дается с трудом. Наблюдаю эту проблему в сотне клиентских случаев за последние годы.
Вот мой список причин сложностей с working identity:
1. Влияние среды (корпоративной, культурной, страновой, семейной), в которой не принимается важность развития личности. Личные достижения, развитие, преодоление сложностей, все это не имеет большого значения на фоне достижений других: общества, взрослых, авторитетов, одноклассников, коллег и т.д. Человек не учится рефлексировать, осмыслять свои желания, мечты, ценности, призвание.
В профессиональной жизни такой кандидат переходит с работы на работу как бы автоматически, под влиянием внешних факторов: привлекательности должности, компании, дохода. И, если не возникает внешних вызовов, то нет и причин подумать и себе как о профессионале и личности одновременно.
2. Опыт работы в хаотической корпоративной среде (разновидность пункта 1). Старт-апы, проекты, компании без регулярного менеджмента побуждают к постоянным переменам ролей, позиций, обязанностей. С точки зрения возможностей для развития — отличная креативная среда.
Но, если кандидат с подобным опытом пришел на собеседование, и ему нужно ответить на вопрос, на какую роль он претендует, могут возникнуть сложности. Часами будет рассказывать о задачах, которые приходилось решать, но запнется, отвечая на вопрос о роли, которую хочет выполнять. Не сформирован навык называния себя в соответствии с универсальной классификацией ролей, должностей, позиций. Привычка каждый раз заново подстраиваться под ситуацию, действовать по принципу “ввяжемся в бой, а там посмотрим”, осложняет диалог с новым работодателем.
3. Отказ от долгосрочного планирования своего профессионального пути. Другим словом, отсутствует vision. Разновидность или последствия пункта 2. Часто формируется в условиях часто переживаемых кризисов в экономике, геополитике, на рынке труда. Мол, что планировать, завтра все станет иначе. Придется работать там, где получится.
По молодости можно и проскочить на собеседовании: мол, еще не понял, пробую себя в разных областях. Потом вопрос “кем видите себя через 5 лет?” звучит все чаще.
А, в 45-50+ вопрос о будущих планах трансформируется в вопрос о том, кто вы в профессии. И, если вы не можете определить себя профессионально, вы как бы не существуете в глазах работодателя (и это не про эйджизм).
Профессиональных идентичностей может быть несколько (в идеале не больше 3-х, логично связанных). Главное, что они должны учитывать не только внешние характеристики (должность, индустрию, функцию), и не только ваши компетенции, мотивы и ценности, но и ваши базовые предпочтения. Хибарра описывает их как имплицитно понимаемые ограничения и желания, чего вы хотите на своей работе, а чего стремитесь избежать.
Почему это критично для 50+? Потому что по отношению к возрастным кандидатам работодатель бессознательно рассчитывает на то, что кандидат достиг уровня “зрелости”. Понимание себя, своих глубинных мотивов и характеристик — один из признаков зрелости личности.
Так что, закрываем ХаХа и думаем о себе.
@Анна Бурова Career50plus
02.05.2024
#поискработы50плюс
3 минуты
2 мая 2024