Найти тему

Массивные декорации, обилие аксессуаров, фантазийный антураж — все это типичные компоненты студийной фотографии 1930-1940-х годов, но всего этого лишен снимок «12 самых популярных фотомоделей», сделанный Ирвином Пенном в 1947 году.


Точно статуэтки в витрине антикварного магазина, девушки застыли в неестественных позах в мастерской фотографа. Каждая совершенна, изящна, независима. Со своими моделями Пенн обращается, как с манекенами. Облачая их в элегантные наряды, фотограф расставляет манекенщиц в пространстве, режиссирует композицию, будто не портрет снимает, а пишет натюрморт.

Пенн разоблачает модную фотографию, очищает от ослепительного гламура. Сказочная картинка, которая убеждала зрителя, что покупка роскошной одежды — простейший способ попасть в мир грез наяву, путевка в лучшую, беззаботную, богатую жизнь, у Пенна схлопывается до простой студийной карточки. Иллюзорность для него неприемлема, в кадре торжествует документальность. Оттого на фотографии видны соринки, бумажки, фон на каркасе. Все то, что фэшн-индустрия отторгала как непримечательную реальность, визуальный шум, Пенн использует в качестве фактуры, которая позволяет сконцентрироваться на рафинированных образах и изящных силуэтах.

Эта фотография — одна из ранних работ Пенна, но она уже содержит все те черты, которые со временем стали отличительными для ее автора. Проследить их развитие в других его фотопроектах позволяет выставка «Коллекция Фонда Still Art. Шедевры мировой фотографии моды» в МАММ.

📸 Ирвин Пенн. 12 самых популярных фотомоделей Америки. 1947
© Condé Nast
1 минута