30 подписчиков
Книга долго лежала у меня, и я попыталась прочитать ее в первый раз, сразу после покупки, но что-то не пошло, и я не помню, почему отложила ее. Во второй раз я взяла ее снова и, как по маслу, начала читать. К тому же я добавила книге видеоматериалы с лекциями различных спикеров, которые активно цитируют работы Владимира Проппа.
«Обычно полагают, что в сказку вкраплены отдельные элементы доисторичности, а вся она - продукт «вольного» художественного творчества. Мы видим, что волшебная сказка состоит из элементов, восходящих к явлениям и представлениям, имевшим место в доклассовом обществе».
"Исторические корни волшебной сказки" - это огромный труд автора по переработке и анализу истории. Владимир Яковлевич Пропп рассматривает происхождение одного из самых увлекательных жанров фольклора, обращаясь к мифологии и обрядовой практике, включая ритуалы инициации, чтобы понять глубинные корни сказочных сюжетов.
"Одним словом, мы исходим из предпосылки, что сказка сохранила следы исчезнувших форм социальной жизни, что эти остатки нужно изучить и что такое изучение вскроет источники многих мотивов сказки".
«Мы нашли, что композиционное единство сказки кроется не в каких-нибудь особенностях человеческой психики, не в особенности художественного творчества, оно кроется в исторической реальности прошлого. То, что сейчас рассказывают, некогда делали, изображали, а то, чего не делали, представляли себе».
Интересно, что книга вызывала споры в своё время. В 1946 году, когда она вышла, Проппа обвинили в антимарксизме и "фальсификации истинной картины общественных отношений". В результате он долгие годы оставался без возможности публиковать свои работы. Но сегодня эта книга стала одним из самых востребованных гуманитарных исследований.
Благодаря книге Проппа я узнала много страшных сказок и отрывков из них, словно из кошмаров. Это страшно и одновременно увлекательно интересно:
«В русском сказочном репертуаре есть случаи, когда завет заупокой службы не соблюдается и мертвец возвращается «Был-жил крестьянин на пустом месте; было у него два сынка: в зыбке, и годовой, и доцька трех лет. Он сказал хозяйке: „Я завтра помру, повали меня под образа и трое сутки кади". Мужик помер, жона двои суток кадила, а третьи - забыла. Ходит девушка трехлетняя и говорит: „Маминька, маминька, отец-от ожил, сел!" - „Што ты, дика кака - сел, помер ведь!" Хозяйка глянула - муж на лавке сидит, зубы брусом тоцит. Хозяйка схватила двух робешков и на пець заскоцила, осталась девушка на полу. Покойник схватил из зыбки пеленки и съел и девушку съел». На этом основано христианское отчитывание мертвеца. Отчитываемый мертвец и в сказках всегда пытается вернуться к жизни («Вий»). В нашей сказке герой также иногда приходит на могилу читать».
#пропп #сказка #исторические_корни_волшебной_сказки #читаем #книги #чтопочитать
2 минуты
30 апреля 2024