Найти тему

Еще о впечатлениях, полученных во время путешествия по Японии...

В Японии две основных религии -- синтоизм и буддизм. О буддизме я знаю довольно много, сама вот почти "перекатилась" туда из православия (кстати, православные общины в Японии тоже есть, и даже в какой-то момент времени были самыми быстро растущими в мире. Очевидно для японцев тоже притягательна "экзотика" греческого православия. Это для нас она родная). А вот про религию синто знаю по верхам.
Любой языческий культ очень притягателен своей "природностью", иногда физически ощутитой связью с деревьями, небом, лесом, водой и огнем... Каждой травинкой и каждым цветком. (кстати, с этими представлениями очень яркая связь в японской анимации). Ведь пантеон богов и духов проявляет себя через малейшие изменения окружающего мира, его красоту, его дары, а также его опасности. Последнее очень важно, потому что любой культ богов и духов подразумевает целую охранительную систему их заклинания, жертвоприношений, оберегов.
Одно из самых посещаемых (а кем-то почитаемых) мест Киото -- храмовый комплекс Фушими-Инари (или Фусими-Инари, храм богини Инари), иначе Храм риса. Это одна из самых почитаемых богинь (или бога, иногда облик её женский, иногда мужской, а порой и андрогинный) Японии. Народа там огроменное количество (поэтому лучше приезжать ранним утром), но странным образом, многолюдие меня не раздражало (как обычно), казалось, что люди как кровь по венам текут через многокилометровую аркаду из тысячи красно-оранжевых "торий" (тории - священные врата, отделяющие мир людей от мира синтоистских богов. Их в Японии огромное количество, это обязательное сооружение перед любым, даже самым крошечным святилищем). У меня при прохождении через "змею" этих врат ощущение было странное, будто прикосновение к чему-то странному, энергетически воздействующему, но не священному. Удивительно то, что около буддистских храмов я наоборот четко чувствовала что-то сродни благодати христианских церквей (хотя буддизм, по сути, даже не религия).
Пока мы шли под сводами пламенеющих на фоне яркой зелени торий в гору, к "хондэну" (основному святилищу), в лесу раздавался звук рога (трубы?). Андрей (мой муж) предположил, что это знак для путника, для смертного -- иди сюда, вот путь, , злые духи тебя не достанут, ведь ты попадешь внутрь гигантского, по сути, оберега. Статуи лис всех видов и размеров десятками украшают длинный путь через своды торий, некоторые из лисиц в красных "нагрудничках" -- это подношение в знак почитания. Священная лисица "кицунэ", обязательный атрибут храмов богини Инари, они её посланники, во рту лисицы держат ключ от рисового зернохранилища. Хотя, в принципе, лисы --образ в японской мифологии очень неоднозначный, они сущности магические, коварные, могут обращаться в дев-обольстительниц, могут наводить иллюзии, неотличимые от реальности. Даже их свадьбу нельзя видеть (вспомним, "Сны" Куросавы). В какой-то момент кажется, что лес торий не закончится, и ты будешь шагать вверх вечно.
Я так хорошо помню этот путь, статуи лис, иногда прячущиесяв тени, иногда освещенные солнцем, запах разогретых камней и цветов и протяжный звук рога...
2 минуты