Найти в Дзене

Слово об авторе

Новосельская Лариса родилась в 1952 году в городе Краснодаре. Окончила КубГУ. Начинала свой журналистский путь в республиканской газете "Марийская правда". Работала собкором газеты "Советская культура" в Марийской ССР.
Сейчас живет и работает в Краснодаре. Была обозревателем газеты «Советская Кубань», стояла у истоков газет «Краснодарские известия» и «Кубанские новости», была главным редактором газет «Вечерний Краснодар», «Тема», «Улица Красная», молодежного журнала «Здравствуйте!», директором книжного издательства.

Все годы, несмотря на большую журналистскую нагрузку, Лариса Ивановна писала рассказы, эссе, повести, много путешествовала по миру,- и Европа, Африка, Китай, стали не только декорациями для художественных или публицистических произведений, но и возможностью посмотреть на свою страну со стороны, разглядеть самобытность, неповторимость судеб соотечественников.

"Л.И.Новосельская – журналист и прозаик. Как журналист она работает с реалиями и настроениями сегодняшнего дня, изучая и отражая жизнь современной Кубани. Как прозаик она работает с эмоцией сострадания, горько думая о том, почему мы такие? Такие же, собственно, как увиделось Александру Блоку сто с лишним лет назад: "Что бы ни сделал человек в России, его прежде всего жалко. Баба, кому кричишь, всё равно ветра не перекричишь. Мужик, зачем лезешь во второй класс, всё равно не пустят!", - анализирует рассказы и повести Новосельской московский литературный критик Е.Н.Иваницкая.

- Баба Таня в рассказе "баба Таня" страдает, не смея признаться себе, что страдает. Подкаблучник-сын её не замечает, невестка ею помыкает¸внучка-подросток только огрызается. Ещё и завели щенка на бабину голову, - мало ей в доме работы. Но баба Таня привязывается к щенку, хотя чувство вспыхнувшей любви постоянно подавляет.
И вспоминает баба Таня, что к маленьким сыновьям своим она относилась так же. "Когда они выбегали за калитку встречать её с работы, она и тогда зажимала это пьяное безоглядное чувство любви. Знала, что не поймут её ни муж, ни свекровь. Словно захлопывала в душе потайную дверцу и вешала на неё тяжёлый замок. Но и поплатилась за это: сыновья выросли неласковыми, чужими."

Почему мы любим, а любить не умеем? Вопрос без ответа, - пишет критик. - Когда баба Таня умирает, невестка голосит на похоронах, внучка с удивлением смотрит на мать и ночью плачет. Сын слышит её всхлипывания, но молча смотрит в потолок, "словно надеясь прочесть там что-то очень важное, чего за всю жизнь так и не понял".

Этот чеховский мотив и это безответные вопросы старика Якова Бронзы из рассказа "Скрипка Ротшильда": "Зачем Яков всю свою жизнь бранился, рычал, бросался с кулаками, обижал свою жену? Если бы не было ненависти и злобы, люди имели бы друг от друга громадную пользу!"

Своеобразие, оригинальность и в то же время узнаваемость, типичность отличает героев повестей и рассказов «Артист погорелого театра», «Последний шанс», «Пани Валевская» и других. Все они выписаны объемно, ярко, и, что самое главное, с теплотой, пониманием и безграничной любовью. Эти герои, по русской литературной традиции, «вышли из гоголевской «Шинели». Они - «маленькие люди» большой страны, которая не знает в своей истории ни затишья, ни покоя, ни любви к населяющим её людям.

«А вот это действительно повести в том классическом варианте, который описал Белинский. “Листки из жизни”, в которых отражается вся жизнь, — экономные в средствах, построенные на типическом сюжете с типовыми героями, но… прочитал одну — еще хочется. Потому что заставляют думать и грустить,» - такую рецензию книге Л.И. Новосельской «Высокая желтая нота», представленную на литературную премию имени Белкина дал российский литературный журнал «Знамя».  Последняя книга Л.И.Новосельской «Бедные мы, бедные» в шорт-листы российских литературных премий имени В.Распутина и Н.В.Гоголя.
Слово об авторе Новосельская Лариса родилась в 1952 году в городе Краснодаре. Окончила КубГУ. Начинала свой журналистский путь в республиканской газете "Марийская правда".
3 минуты