524 подписчика
КРУК 2024, Севастополь, (@tiptop.expert)
Tips for teaching beginners
***
Прекрасный пример, как знание предмета позволяет построить выступление на простых, ключевых моментах рассматриваемого вопроса. Коммуникация между учителем и учеником – вроде бы всем понятная тема, однако здесь рассматривается момент подтверждения понимания в процессе освоения новой темы (или повторения старой). Шикарные примеры! Кстати они касаются всех предметов, не только английского. Особенно:
«Понятно?» - «Да».
«Я не понял» - «Почему?!» / «Ничего страшного» / «Ну все уже поняли, а ты…» (с вариантами)
Таких примеров было несколько, они очень показательны. Жаль, времени было мало. Сергей успел разобрать только одно «правильное» решение проблемы – это уточнение. Педагог должен выяснить что именно не понимает ученик, форму или содержание, дойти до конкретного момента его «непонимания».
От себя хотел бы привести ещё один пример из личной практики. Я его взял у Выготского. Там он использовался для выявления элементов мышления, перехода от комбинаторики к обобщению на основании сравнения: «У троих ребят семь яблок. Первый съел два, второй – тоже два, а третий – одно яблоко. Сколько яблок осталось?» После того как ученик ответил, ему говорят: «Приведи свой пример». То есть, есть метод аналогии.
Я в грамматике использую его постоянно:
1. «Понял Past Continuous?»
«Да»
«Приведи свои примеры со всеми шестью обстоятельственными выражениями».
2. «Понял разницу между обстоятельствами времени в Past Simple и Past Continuous?»
«Дык! Стессно».
«Ну тогда приведи примеры с переводом на русский».
В этом случае, конечно, легче, чем в примере с математической задачей, потому что у ученика есть опора на записанные примеры, разбор, таблицу времён. Главное, что такой приём работает стопроцентно, так как сразу показывает, понял он это или нет. И, естественно, все примеры, составленные и записанные самостоятельно, запоминаются лучше, чем продиктованные учителем.
***
Второй момент, затронутый в выступлении, ближе, наверное, составителям своих собственных материалов. Именно поэтому он меня и порадовал. Тема – «оживление, изменение» диалогов для их большей «аутентичности», если можно так выразиться. Задача – внести больше эмоциональных элементов реального общения. Сейчас еду в поезде, в соседнем купе парень рассказывает девушке о своём колледже, кем будет, что учит. В разговоре звучит множество эмоциональных связок: «Да, правда?», «Ну это классно!», «Это сейчас перспективно», «Да? (о стипендии) Интересно как», «У нас не так. Попроще…», «Странно…», «Ещё не знаю, сложно…», «Меня это не очень волновало…», «Да, будет хорошо…»
Всё прямо как у Сергея в выступлении. Слушал его и хотелось сказать: «Great minds think alike». Составляю сейчас пособие с топиками и тоже использую эти полезные советы опытных педагогов прошлого: «эмоционализировать» и «минимизировать» диалоги. Начальный уровень – 6-8 предложений. Средний уровень – 12-15.
Но это только для начального уровня и темы знакомства в разных ситуациях. Если говорить о диалогах уже знакомых людей, предугадать или составить более-менее шаблонизированные варианты невозможно. Само общение становится более индивидуально-ориентированным, даже эгоцентричным, беседа носит характер двух параллельных монологов, изредка прерывающихся короткими паузами в связи со сменой темы. Здесь я обычно рекомендую учить фразовые глаголы в контекстом применении. Это – разговорная речь.
2 минуты
27 апреля 2024