173,8 тыс подписчиков
На стыке Севера и Юга у нынешнего Транскама был духовный центр средневековой Осетии, куда в нартских преданиях упали Три слезы Бога, пролитые о Батрадзе (Бетрозе), сильнейшем воине всех времён. Он считался сыном местной царевны-лягушки из племени водяных людей Бицента, которую носил за пазухой Хамыц, брат-близнец прародителя нартов Урызмага. Выношенный матерью, Батрадз родился из спины отца и был закалён небесным кузнецом Курдалагоном в пламени из угля драконов и молоке волчицы, от чего его кожа превратилась в булат. На земле Батрадз появлялась лишь когда нарты не справлялись сами - ибо был настолько сильнее всех нартов, что мог случайным вздохом их просто сдуть во все концы Земли.
Ведь Батрадз был рождён противоестественно, помимо воли Хуацао (бога), а значит и его смерть не была в Божьих руках. А тем временем борьба за мировую справедливость привела Бетроза к тому, что он обратил оружие против Неба. Хуацао пытался остановить его мешочком, что тяжелее, чем вся Земля; нитью, что длиннее, чем все корни растений, и наконец заставил Солнце за день испустить больше света и жара, чем за тысячи лет - по сути дела взорвал над головой у смутьяна сверхновую! Это сработало: если нарта Сослана Курдалагон закалил, держа за колени, по которым в итоге проехалось разумное Колеса Балсага, то Бетроза кузнец держал... как бы помягче сказать... в общем вроде петрушки. Неуязвимый снаружи герой оказался обычным человеком внутри, а потому Солнце оставило от него лишь булатную оболочку.
После чего и проронил Хуацао три скупые слезы, а там, где упали они, появились три самых чтимых дзуара (святилища) - Реком, Сидан и Таранджелоз. Тут стоит добавить, что Алагирское общество делилось на три явных клана наподобие индийских варн, запечатлённых также и в осетинском варианте нартиады. К ним теперь и относят кувандоны (святые места) - на Рекоме молились воины, на Сидане - служители культа и судьи, а на Таранджелозе - труженики и торговцы. И Реком я показывал в прошлой части, а вот Сидан... в наше время он более известен как Мыкалгабырта - по осетинскому божеству плодородия, с которым отождествлялись Архангелы Михаил и Гавриил.
Но - не стоит думать, что явно современные постройки с майоликовыми сюжетами нартских былин и являются древним дзуаром. Скорее - это его проекция на трассу, а само святилище стоит выше по горам, на гребне между Алагирским и Кассарским ущельями. Фотографий его в интернете нет, а на спутниковых снимках видны какие-то здания с блестящими крышами. Среди трёх святынь Мыкалгабырта всегда была самой закрытой, оставляя непосвящённым лишь возможность помолиться у дороги. В старину, есть версия, это было единственное духовное учебное заведение осетин, где готовили дзуаралагов - сейчас так называют хранителей святилищ, но когда-то они были и полноценные жрецы. В отличие от Рекома, Сидан не был серьёзно изучен, и даже как он был разрушен - я так и не смог узнать. В музее Владикавказа, что на проспекте Мира, целая витрина его фрагментов, по которым можно предположить, что выглядит Сидан примерно так же, как Реком, отличаясь лишь в узорах и деталях:
Чуть дальше глядят на юг ворота, открытые дай бог пару раз за год.
2 минуты
26 мая 2024
139 читали