Найти в Дзене

При первой весенней грозе, у чувашей есть традиция говорить «Чир кайтар!», что означает «Пусть уйдут болезни!», и встряхивать одежду. Некоторые даже пританцовывают.


Мне стало интересно, откуда пошла эта традиция. Возможно, она связана с праздником Сĕрен, который является весенним праздником низовых чувашей и посвящен изгнанию из селения злых духов старого года.

У верховых чувашей этот праздник назывался Вирӗм. Традиционно, этот праздник проводился накануне великого дня (мӑнкун). После распространения христианства, языческий праздник мӑнкун совпал с православной пасхой, а Сĕрен был приурочен к вербному воскресенью.

Во время Сĕрен жители селения сжигали старые лапти, подбрасывали вверх шапки с возгласами «Чир-чӗр кайтӑр!», что означает «Пусть уйдут болезни!». Ключевым моментом был подворный обход селения. Во главе этого обхода стояло выборное лицо, которому во избежание несчастий преподносили дары. Односельчане в каждом доме угощали участников обряда пивом, сыром и яйцами.

Во время Сĕрен молодежь ходила группами по деревне, хлеща рябиновыми прутьями людей, постройки, инвентарь и одежду, выгоняя злых духов и души умерших. Они выкрикивали «Сĕрен!» и считали, что «прилипало» к прутьям, которыми они хлестали по воротам и жителям. После обхода, эти предметы полагалось сжечь, а участникам обряда – очиститься возле костра. Они возвращались быстрым шагом, не оглядываясь назад, так как верили, что отставшему от группы грозит смерть в течение года.

В конце ХIХ века, эти обряды в большинстве чувашских деревень исчезли.
При первой весенней грозе, у чувашей есть традиция говорить «Чир кайтар!», что означает «Пусть уйдут болезни!», и встряхивать одежду. Некоторые даже пританцовывают.
1 минута