Найти в Дзене

«Не слушает и делает назло!» или оппозиционно-вызывающее расстройство поведения

Рассказывает психиатр docdeti Александра Печенкина.

Это расстройство, при котором мы видим устойчивое (больше шести месяцев) протестное, агрессивное
и провокационное поведение, которое явно выходит за рамки обычного непослушания.

Как оно проявляется?
🔴Ребёнок постоянно будто проверяет на прочность границы всех окружающих (важно: соперничество между братьями и сёстрами сюда не входит).

🔴Любая просьба или инструкция воспринимается в штыки и приводит к спорам, иногда абсурдным.

🔴Ребёнок ставит себя в оппозицию, открыто бросает вызов.

Это расстройство может быть самостоятельным диагнозом, но чаще сопутствует другим состояниям, например:
🔵СДВГ
Когда ты импульсивен и волевой контроль даётся нелегко, то любое действие, требующее напряжения этого контроля, будет восприниматься как нечто неприятное, от чего нужно побыстрее избавиться.

🔵РАС
Когда тебе нужно справляться с сенсорной перегрузкой или ты в стрессе от изменений окружающей среды — тебе трудно найти в себе силы, чтобы экологично договариваться с окружающими.

Стратегия помощи ребёнку (и семье в целом) состоит из двух частей:
1️⃣Уточнение диагноза и (при необходимости, совсем не всегда) назначение медикаментозной терапии.

2️⃣Организационно-психолого-педагогические меры — при расстройствах поведения это основной пункт.

Общие рекомендации:
Составить систему поощрений и наказаний:
❌Наказания — только в виде лишения поощрения.
❌Наказания не должны быть огромными и страшными — они могут быть небольшими, но обязательными к исполнению.
Например: чем запрещать мультики «на месяц» и сдаться через 2 дня, лучше сократить число мультиков в день проступка с 3 до 2 и выдержать это.

✅Поощрения — тоже лучше частые и сразу после выполнения задания.

❗️❗️ Заранее, вне конфликта, договоритесь с ребёнком о правилах поведения. Чтобы наказание было для него не неожиданностью и манипуляцией, а заранее известным фактом. Как и поощрение.
🔵Инструкция короткая, повторите её один раз.
🔵Соблюдайте эту систему везде и со всеми взрослыми.
🔵Если есть СДВГ/РАС или другое состояние — добавляются свои нюансы.

Более глубоко о принципах организационно-психологической работы можно прочитать в книгах:
🟠Томас Фелан «Магия на 1-2-3»
🟠Ирина Лукьянова «Экстремальное материнство. Счастливая жизнь с трудным ребёнком»
🟠Алан Каздин «Трудный ребёнок. Как справиться с ним и с собой»
🟠Грин Росс «Взрывной ребёнок»

И узнать на специальных курсах для родителей: например, на тренинге по протоколу Рассела Баркли ❤️

#психология_психиатрия
2 минуты