Найти тему
1952 подписчика

Спектакль «Чагин» в театре «Современник»: фарс вместо драмы.


Увидеть спектакль «Чагин» по одноименному роману Евгения Водолазкина было моей мечтой. Это один из лучших романов нашего времени: вместе с автором мы смотрим на жизнь предыдущего поколения, на честь, любовь и таланты людей из второй половины XX века - их опыт, их ошибки и прозрения нужны нам, чтобы не попасть «на те же грабли». Аудиокнига «Чагин» восхитила меня, и было очень интересно узнать, как драматические события из жизни главных героев будут показаны на сцене театра «Современник».
Билеты пришлось приобретать за два месяца, поскольку «Чагин» идет редко, да к тому же в малом зале (на так называемой «Другой сцене»), где помещается не более трехсот зрителей. Я с нетерпением ждала спектакль, даже не предполагая, какое разочарование меня ожидает.

Когда свет в зале погас и один из главных героев появился на сцене, я заподозрила неладное. Молодой архивист Мещерский (актер Евгений Шишкин) возбужденно жестикулировал и был нарочито неряшлив, напоминая городского сумасшедшего. Преувеличенная чудаковатость Мещерского задавала основное настроение спектакля, превращая драму в фарс. Вскоре на сцену вышел обладатель феноменальной памяти Чагин (актер Семен Шомин), вокруг судьбы которого построен роман. В начале 1960-х Чагин заканчивал университет в Ленинграде, где на его память обратили внимание не только ученые, но и спецслужбы; парень по наивности стал стукачом и из-за его показаний арестовали человека, что перекорежило всю судьбу. По сути совсем не смешно, однако режиссер спектакля Сергей Тонышев сделал всех героев столь несуразными, что они должны были вызывать гомерический смех. И некоторые зрители действительно смеялись, но, вероятно, это были те, кто не читал роман и не мог понять страдания Чагина. Однако большинство в зале недоуменно притихло, удивляясь перевернутости сюжета с ног на голову.

Да, в книге есть иронические реплики и фантасмагорические приключения Чагина в Британии, привидившиеся спецслужбисту после травмы головы. Но мягкая ирония лишь оттеняет страдания Чагина, дневники которого после его смерти отдали Мещерскому для изучения. В самих-то дневниках, кстати, нет ни капли иронии.

Думаю, что те зрители, которые не читали роман Евгения Водолазкина, так и не поняли, о чем он. А те, кто читал, огорчились, как и я, несоответствию сути любимого романа и постановки в «Современнике».

Кстати, как тут не вспомнить дискуссии о том, стоит ли читать книги современных писателей, прежде чем смотреть театральные постановки по их мотивам. Я-то была уверена, что надо сначала прочитать книгу, а потом идти на спектакль, чтобы все понятно было. Но теперь появились сомнения. Может, сначала спектакль, а потом книга? Чтобы не упорствовать в своей трактовке сюжета, а дать шанс режиссеру и актерам на собственную интерпретацию? Пожалуй, в следующий раз отправлюсь в театр на спектакль по книге, которую еще не читала и не слушала.
Спектакль «Чагин» в театре «Современник»: фарс вместо драмы.  Увидеть спектакль «Чагин» по одноименному роману Евгения Водолазкина было моей мечтой.
2 минуты