Найти тему

ШИНКАРЬ ТРАКТИРЩИКУ НЕ ТОВАРИЩ


Из материалов Этнографического бюро (Русские крестьяне. Жизнь. Быт. Нравы : материалы "Этнографического бюро" князя В. Н. Тенишева. Т. 2. Ярославская губерния. СПб., 2006) понимаем разницу между трактиром и шинком:

«…Говоря об учреждениях, таких, как, например, трактир и постоялый двор, нельзя не сказать несколько слов и о «шинке», т. е. месте тайной беспатентной продажи вина в тех местах, где нет поблизости трактира. В таких местах шинок, если не вполне, то отчасти заменяет для крестьянина деревенский трактир. В таких местах шинкующий крестьянин не опасается преследования со стороны трактирщика или кабатчика и торгует водкой открыто.

Т. к. беспатентная продажа водки весьма выгодна, то такой шинкарь никогда почти не прибегает ни к продаже водки, разбавленной водой, ни к обмеру водкой, ни к приему в заклад вещей.

Шинкарь боится прижимать слишком крестьян, т. к. он знает, что те всегда могут донести на него полиции, и он рискует получить за беспатентную продажу вина довольно чувствительный штраф (рублей около полутораста) и в то же время отсидеть еще, помимо этого, месяца два-три в тюрьме.
С другой стороны, и крестьяне никогда не решаются донести на шинкующего крестьянина без серьезных к тому поводов, т. к. в случае доноса шинок закроется, и водки достать вблизи будет негде, что и в крестьянской жизни не совсем удобно.

Не удивительно, что крестьяне дорожат шинкарем, уведомляют его о приезде властей, в случае опроса обеляют его и своих показаниях и т. д. и т. д. Очевидно, что отношения крестьян к шинкарю несколько иные, чем отношения тех же крестьян к кабатчику или трактирщику.

В глухих местах продажа водки в таких шинках ведется довольно открыто, но только близко знакомым шинкарю соседним крестьянам. Лицо незнакомое не получит водки ни за какие деньги.

В таких местах дом шинкующего крестьянина является и местом для общественных собраний знакомых шинкарю крестьян, где они безбоязненно распивают вино. Если нагрянут власти, ответ готов: все, в том числе и шинкарь, пьют водку в складчину по такому или иному случаю. Ни драки, ни бесчинств в таких собраниях не бывает, с одной стороны, из уважения к шинкарю, своему же собрату, а с другой стороны, из боязни выдать того же шинкаря.

Говорить что-либо о внутреннем устройстве шинка нам не приходится, т. к. водка продается в той же самой крестьянской избе, в которой живет и хозяин — шинкарь. Что касается до бочонка с водкой, то он хранится где-нибудь в укромном месте в горнице или на повети.

Совсем иное положение шинкаря в тех местах, где есть поблизости трактир или какое-нибудь другое питейное заведение. Здесь шинкарь живет, как выражаются сами же крестьяне, «на семи штыках».

Он опасается, во-первых, доноса на него и подвоха и со стороны ближайшего кабатчика или трактирщика, для торговли которого он своим шинкарством приносит подрыв. Во-вторых, он не доверяет и ближайшим крестьянам, т. к. тем нет особенных поводов щадить шинкаря, закроют шинок — водки сколько угодно можно достать в трактире.

И действительно, между крестьянами, покупающими водку в шинке, всегда почти находится Иуда-предатель, который за известное денежное вознаграждение «подводит» шинкаря или акцизному, или полицейскому чиновнику.

Очевидно, что последнего рода шинки местом для общественных собраний крестьян служить не могут, водка продается и них исключительно только на вынос, и то, с величайшими предосторожностями, т. к. шинкарь в каждом покупателе видит шпиона, подосланного акцизным, полицией или соседним трактирщиком, ... (далее текст утрачен… — Прим. сост.)…»

#РЗ_этнография
2 минуты