33,5K подписчиков

Плоды неожиданной бронетанковой дружбы советского и польского народов

Благодаря огромному объему работы, которую провели частные мастерские, к настоящему моменту бронетанковая техника времен Великой Отечественной войны стала просто редкой, а не "почти нигде не увидеть". Всё это случилось за последние два десятилетия, срок совсем небольшой, особенно если судить по объемам проведенной работы. Не всегда идеально, но частные мастерские обычно делают лучше, чем на официальном уровне, причем это общемировая практика.
Когда-то на территории России имелось всего несколько образцов легких танков Т-26. Ныне их уже известно где-то пара десятков (не считая тех, что в других странах), из них часть на ходу. Сейчас уже люди стали привередливыми, как это у нас принято, цепляются к мелочам и включают режим специалистов по реставрации. Между тем, более чем 90 процентов посетителей ничего и не поймут. Их вполне устраивает то, что экспонируется, даже ну очень странная реставрация. Безусловно, самый удивительный гибрид стоит на Поклонке. Так получилось, что в одном танке соединились советская и польская школы танкостроения.
Поскольку музей на Поклонке (особенно бронетанковая составляющая) формировался в 90-е годы, бронетехника времен Второй мировой войны доставалась по остаточному принципу. Особенно это касалось зарубежных и довоенных образцов. Единственным способом получения таких образцов стал поиск фрагментов на местах сражений и последующая их реставрация. Занимались ей некие люди из Кубинки, которые известны как "кубинские деды". Делали как умели, с использованием литературы вроде "Бронеколлекции", результат соответствующий.
Двухбашенный Т-26 на Поклонке настоящий, он был потерян в конце сентября 1942 года, в ходе боёв за Невский Пятачок. А вот однобашенного, самого массово, варианта танка не было. Так вот, постепенно площадка подготовка техники пополнялась, в один прекрасный момент там образовалось "корыто" от Т-26. Но это не точно. А еще имелась башня, похожая на Т-26, но и это не точно. В общем, собрался комплект. Дальше в работу вступили "кубинские деды", так у музея появился "Т-26 обр.1933 года", как его называют. Вообще был "Т-26 с цилиндрической башней", но такие придирки - сущие мелочи, по сравнению с тем мутантом, который получился.
Если приглядеться к лобовой плите корпуса, то можно заметить странный ход заклепок. Соответствует он не Т-26, а скорее Vickers Mk.E. Хотя более интересный момент - это днище корпуса. На нем присутствуют выступы, которые его родные. Таковые обнаружились у польского тягача C7P, это его моторама. Как гласит легенда, притащили данное "корыто" из-под Сталинграда. Как туда добрался C7P, очень хороший вопрос. Вообще на СТЗ отправляли один из трофейных 7TP, который утащили со СПАМ в Томашув-Любельском. Возможно, что и тягач отправился туда же.
Недостающие детали по корпусу зановоделили, а ленивцы взяли от БМП-1. Получился своеобразный плод советско-польской дружбы. О том, что за мутант стоит на Поклонке, любители истории в Польше знают. Раньше это был единственный более-менее крупный фрагмент данного тягача, сохранившийся до наших дней. Сейчас такой тягач как минимум частично восстановлен в Польше. Так что желание как-то получить данную ванну есть, но оно уже не столь острое, как раньше.
Не менее интересна и башня. Она, конечно, похожа на Т-26, но "голова" не от него. По характерным деталям она определяется как цилиндрическая башня от БТ-7, впрочем, у поздней башни БТ-5 тоже приварные петли кормового люка. В любом случае, выглядит данный мутант крайне интересно. Оказывается, если взять "ванну" от польского тягача и приделать к ней башню БТ-7, может получиться Т-26 с цилиндрической башней. Самое главное, что до определенной поры на такие неожиданные подробности как-то не обращали внимание. Надо ли говорить о том, что подавляющее большинство посетителей Поклонки тем более на это внимание не обращает. Это не означает, что надо гнать халтуру, но "заклепочникам" стоит осознать, насколько узок их мирок.

Автор выражает признательность Валерию Стрелкову (г.Москва) за помощь в подготовке материала
770 просмотров