Найти в Дзене
16 подписчиков

Для диплома мне потребовалось перевести часть книги «Психополитика. Неолиберализм и новые технологии власти» Б.-Ч. Хана. Решил опубликовать перевод небольшой главы из этой книги. Переводил с английского, а не с немецкого оригинала, поэтому за точность не ручаюсь. Подумал, что если будет интерес, то я мог бы подпольно перевести и остальные главы, поэтому ставьте реакции и пишите комменты, если вам это интересно.


Биополитика

Начиная с XVII века, как утверждает Фуко, власть перестала проявлять себя как способность богоподобного суверена иметь дело со смертью и вместо этого приобрела форму дисциплинарности. Сила суверена – это мощь меча. Она угрожает смертью и эксплуатирует «привилегию удерживать жизнь, чтобы подавлять её». Дисциплинарная же власть, напротив, – это не власть, имеющая дело со смертью, но власть над жизнью: её функция больше не убивать, а «поддерживать жизнь снова и снова». Таким образом, «старая власть смерти» уступает место тщательному «администрированию телами» и «просчитанному управлению жизнью».

Переход от власти суверена к дисциплинарной власти следовал за изменением форм производства, в частности, за переходом от аграрного производства к промышленному. По мере развития индустриализации, стало необходимо дисциплинировать тело и встраивать его в машинное производство. Вместо того, чтобы пытать тело, дисциплинарность вписывает его в систему норм. Просчитанное принуждение пронизывает каждую часть тела, чтобы стать установкой на уровне автоматической привычки. Тело калибруется как единица производства. Ортопедия превращает «бесформенное тесто» в «машину». Дисциплины – это «методы, которые делают возможным детальнейший контроль над действиями тела, обеспечивают постоянное подчинение его сил и навязывают им отношения послушания-полезности».

Дисциплинарная власть – это нормативная власть. Она подчиняет субъекта своду правил – норм, заповедей и запретов, – и устраняет отклонения и аномалии. Такая негативность тренировок и обучения является конститутивной для дисциплинарной власти. В этом отношении она близка к власти суверена, которая базируется на основе негативности налогов и воинской повинности. И суверенная, и дисциплинарная власти преследуют цель эксплуатации. Они порождают послушного субъекта.

Технологии дисциплинарности также выходят за пределы физиологии, проникая в сферу ментального. В конце концов, индустрия означает «тяжёлый труд». «Индустриальная школа» - это ещё одно название для «реформаторской школы». Бентам заметил, что его паноптикум также улучшает моральное состояние заключённых. Тем не менее, дисциплинарная власть не фокусируется на психике. Ортопедическая технология дисциплинарной власти слишком груба, чтобы проникнуть в более глубокие слои души – с её скрытыми желаниями, потребностями и стремлениями – и завладеть ей. Большой Брат Бентама наблюдает за заключёнными только снаружи. Его паноптикум привязан к оптической среде. У него нет доступа к внутренним мыслям и потребностям.

Дисциплинарная власть обнаружила население в качестве производительной и репродуктивной массы, которой необходимо тщательно управлять. Этой задаче служит биополитика. Объектами регулирования являются рождаемость и смертность, общий уровень здоровья и ожидаемая продолжительность жизни. Фуко открыто говорит о «биополитике населения». Биополитика – это правительственная технология дисциплинарной власти. Однако, такой подход является неподходящим для неолиберальных режимов, которые эксплуатируют прежде всего психику. Биополитика, использующая демографическую статистику, не имеет доступа к сфере психического. Она не может дать никакого материала для составления психограммы населения. Демография – это не то же самое, что и психография. Она не может проникнуть в душу или раскрыть её. В этом отношении статистика и большие данные сильно отличаются друг от друга. Большие данные предоставляют средства для создания не просто индивидуальной, но и коллективной психограммы – возможно, даже психограммы самого бессознательного. Таким образом, она может пролить свет в глубины психики и эксплуатировать бессознательное целиком.
3 минуты