Найти в Дзене

Башни Ингушетии - это нечто!

Ингушетия - страна башен. Сейчас это, конечно, часть России, но и до сих пор это средневековое название актуально для этого региона.

Не одну башню, не две, а целый город башен Эгикал нам показали на эксскурсии в горах.
Но и вне этого крупнейшего поселения древней Ингушетии, нам постоянно по пути встречались башенные комплексы.

Наш гид рассказал, что все обнаруженные башни наносятся на специальную карту. И новые, не открытые ранее башни, в разной степени разрушенности ещё находят.

Башни на все случаи жизни - жилые, боевые, погребальные. Они не бесхозные, не ничейные. И сейчас башни это достояние семьи: по каждому комплексу есть информация - какие фамилии из него вышли.

По мере сил ведётся восстановление башен. Люди делают за свой счёт, в свободное время.
Зачем?
Чтобы можно было людям показать - это моя башня, мой род отсюда вышел!

В общем в Ингушетии меряются башнями.

Реставрация ведётся в соответствии с фотографиями и другими архивными материалами. Стараются соблюдать технологии древнего башнестроения:

без раствора, на сухую, по принципу анатомии камня - каждому камню нужно найти своё место.
Раствором обмазываются уже готовые стены снаружи и изнутри. Состав раствора та ещё загадка. Образцы отдавали на экспертизу, пытаясь восстановить древний рецепт - башням сотни лет, а раствор крепкий, не сравнить с сегодняшними.

Таким образом башни получались живыми: они были сейсмоустойчивыми - подвижными, но незыблемыми и надёжными; правильная циркуляция воздуха сохраняла в башне тепло в холодные дни и прохладу в жаркие.

В каждом комплексе есть центральная башня - родительская, а рядом с ней выростали башни сыновей.
В жилых башнях жили, спали, готовили еду.
Боевые - для обороны и сражений. Лаз в боевые башни очень узкий - на 1 человека: вряд ли у врага возникло бы желание лезть по нему вверх, когда на другом конце уже кто-то есть.

Погребальные башни тоже неподалёку. Они уходили глубоко вниз. Мёртвые укладывались рядами, потом очередной этаж закрывался досками и наполнение шло дальше.
Больных неизвестным недугом отправляли тоже в эти башни, предварительно закрыв очередной этаж умерших. Они находились в башне пока не умрут или не выздоровеют. Прямо в эту башню им приносили еду и воду.

- Как-то это жестоко по отношению к заболевшим, - озвучиваю свое мнение.

- Наоборот, - говорит гид, - ведь так не произойдёт дальнейшего заражения. Разве вы бы хотели заразить своих близких, если бы заболели неизвестной болезнью? Ну а то, что вместе с мёртвыми, так они же изолированы ниже и они свои.

Да уж... Хорошо бы, чтобы у меня до такого выбора не дошло, а то метаморфозы в нашей сегодняшней жизни всякие случаются.

Наш гид, конечно же гордо показал нам свою башню. Достойная. Красивая. Мощная.
Показал и восстановленый древний храм, и он тоже участвовал в его реконструкции.

Потом мы ещё ездили смотреть знаменитый оборонительный башенный комплекс "Вовнушки" - это вообще какое-то единение природы и рук человеческих: башня как продолжение скалы, на которой она построена.

Как вообще это сделано? На высоте, на голой скале. Из-за разрушений сейчас введён запрет на осмотр этих башен изнутри, но гид рассказал, что скала продолжается в башне, башня будто на неё насажена.
Впечатляюще сооружение.

Атмосфера в этих древних башенных поселениях в горах совершенно особенная. Только звуки природы и какая-то внутренняя тишина.
Если бы я жила в этом регионе, я бы наверное, часто пропадала в таких местах.
В общем, поняла я местных жителей, которые восстанавливают свои башни. Не для чего-то. Для самих себя.
#путешествия_Тани #Ингушетия