Найти в Дзене

Эдвард Бернейс (1891-1995, прожил 104 года) — один из крупнейших специалистов по PR. Внёс значительный вклад в создание современной науки массового убеждения, основанного не на разуме, а на манипуляции подсознательными чувствами и импульсами. По мнению авторитетного на западе журнала “LIFE” Бернейс вошел в 100 самых влиятельных людей ХХ века. Но сам он признавал, что его учителями были Ли и особенно Липпман.


Бернейс был больше практиком, чем теоретиком и свои книги писал, желая заинтересовать политиков и бизнес, чтобы получить контракты.

Уже после Первой мировой войны его пригласили прочитать курс лекций по пропаганде в Гарварде. Окончательно его теоретические воззрения были оформлены в 1928 году в книге “Пропаганда”. Пропаганда по Бернейсу - это попытка подорвать естественную возможность суждения людей, создавать установки, убеждения, мнения, посредством которых господствующие классы удерживают власть и получают выгоды. Очень откровенно.

Общественное мнение для него - это фикция, оно создается небольшими группами специалистов с определенными и осознанными целями. Что бы его формировать - надо понимать мотивы людей, знать их интересы, и понимать функции и ограниченность физических средств доступа к ним, таких как радио, газеты и др.

Для формирования общественного мнения в нужном ключе для элит есть много техник, которые разарабатыват профессионалы, которым все равно что продавать: фетровые шляпки, лояльность афроамериканцев южных штатов, заказ табачной компании заставить курить женщин или репутация политика и бизнесмена. Ценности для циника Бернейса стали таким же обычным товаром.

В своих теоретических построениях Бернейс, в отличие от Ли, Липпмана и Лазарсфельда, пользовался крайне откровенным языком и формулировками, открыто говоря о народе как тупой массе. Элита должна при помощи таких людей как Бернейс надежно взять толпу в плен манипуляций и держать под своим полным влиянием.

Техники Бернейса основывались не на обращение к разуму, а на манипуляциях подсознательными чувствами и импульсами человека. Эмоции в этом деле важнее разума. Так в начавшейся Холодной войне он предложил, что не надо развеивать страхи людей перед возможной ядерной войной, а наоборот усиливать такие страхи. Чем больше страха, тем сильнее будет противодействие ему со стороны населения. Для этого Хрущев с башмаком в руке, угрожающий похоронить капитализм с трибуны ООН, был идеальным образом игры на общественных эмоциях. Плохо, что в окружении советского лидера не нашлось человека, который ему мог бы это доступно объяснить.